Галерея великих побед конкурс

Закрыть ... [X]

Аватар пользователя W. Oleksiak

2015/09/25

Read in language:

Русский
Rafał Blechacz learns that he won the 15th edition of the Competition in 2005, photo: Piotr Bernao / Agencja Gazeta Рафал Блехач узнает о своей победе на XV Международном конкурсе пианистов имени Шопена, 2005 год, фото Петр Бернао / Agencja Gazeta

Международный конкурс пианистов имени Шопена славится тем, что превращает никому не известных юных дарований в звезд мирового масштаба. Помимо самой премии молодые исполнители получают фантастическую возможность выступать в престижнейших концертных залах по всему миру и десятилетиями оставаться в центре внимания.

Каждые пять лет перед конкурсным жюри встает практически невыполнимое задание. Им необходимо выбрать лучшего из более чем восьмидесяти талантливейших и блестяще подготовленных пианистов. А ведь в этом конкурсе учитываются малейшие нюансы, вердикт жюри окончателен и обжалованию не подлежит. Вот почему в истории конкурса не обошлось без спорных решений и жарких прений, но так или иначе практически каждого победителя конкурса ждала всемирная слава и признание.

Но кто же из звездных лауреатов конкурса запомнился больше других? 

Маурицио Поллини

Maurizio Pollini, Chopin Competition 1960, photo: Tadeusz Rolke / Agencja Gazeta Маурицио Поллини, Международный конкурс пианистов имени Шопена 1960, фото Тадеуш Рольке / Agencja Gazeta

Когда Маурицио Поллини выиграл VI конкурс пианистов имени Шопена в 1960 году, ему было всего 18 лет и он был младшим из 89 конкурсантов. Артур Рубинштейн, выдающийся пианист и член жюри, сказал о нем:

« (…) этот мальчик играет лучше любого из нас, членов жюри».

В отличие от других победителей конкурса, которые немедленно приступали к бесконечным гастролям, Маурицио исчез со сцены и вновь появился на публике лишь в конце 1960-х.

«[После конкурса] мне хотелось изучить другие виды искусства и другие вещи. Поэтому я воздерживался от концертов примерно года полтора, а вернувшись, концертировал не так уж много. Но мне всегда нравилось выступать перед публикой, и в 1963 году в Лондоне состоялся мой дебют. К концу 60-х мой концертный график стал более плотным и приблизился к нормальному ритму».

И все же Поллини никогда не стремился капитализировать свою славу победителя Шопеновского конкурса. В последующие годы он активно продвигал современную музыку, а также поддерживал левые политические движения в Италии. Многие годы он популяризировал творчество таких композиторов, как  Булез, Штокхаузен, Берио, Лигети и Ноно, полагая, что их сочинения слишком редко звучат во время концертов. По своим политическим взглядам Поллини был близок Ноно, и они тесно сотрудничали над проектами, сочетающими музыкальное образование и общественную критику.

Маурицио Поллини стал легендой, а его записи Шопена и Шумана среди любителей академической музыки давно признаны классикой.

Марта Аргерих

Martha Argerich, May 1985. Photo: The ArenaPAL Picture Library / Forum Марта Аргерих, май 1985. Фото: The ArenaPAL Picture Library / Forum

Марта Аргерих не только одна из самых знаменитых ныне живущих пианисток, но и одна из самых сложных и непредсказуемых. Она легко может отменить концерт в последний момент, внезапно изменить программу, опоздать на выступление и заставить целый зал ждать. При этом ее ценят за страстную манеру игры, неприятие рутины, предельную честность и постоянное стремление выйти за рамки стереотипных представлений о великих композиторах. Легкость исполнения и непринужденная виртуозность дались ей ценой невероятных перегрузок, так что теперь ей приходится бороться с перепадами настроения перед каждым выступлением.

«Кажется, эта женщина всегда находится в вихре эмоциональных проблем. Но стоит ей сесть за пианино, как хаос и сомнения исчезают. Она играет так, как газель перепрыгивает с одной скалы на другую, ‒ с гипнотизирующим природным мастерством», ‒ Айван Хьюитт, The Daily Telegraph.

В 1965 году Марта Аргерих выиграла конкурс имени Шопена в возрасте 24 лет. Она потрясла публику и жюри своими дерзкими интерпретациями, совершенством звука и ‒ что тоже важно ‒ эффектной внешностью. Вот уже пятьдесят лет она считается одной из величайших исполнителей ХХ века, а кроме того, входит в состав конкурсного жюри. В этом году конкурс имени Шопена откроется концертом Марты Аргерих, билеты на который давным-давно распроданы.

Кристиан Цимерман

Кристиан Цимерман в Лодзинской филармонии, 2009, фот. Малгожата Куявка  / AG

Кристиан Цимерман, лауреат конкурса имени Шопена 1975 года, стал самым молодым пианистом, получившим не только первую премию, но и остальные специальные премии (за лучшее исполнение полонеза и мазурки). Как и Марта Аргерих, Кристиан Цимерман и сегодня остается звездой высочайшего уровня.

«Особая атмосфера, которой он себя окружает, а также его невероятная способность создавать собственный великолепный мир музыки, где важен каждый звук, ‒ вот в чем секрет его феномена», ‒ пишет Яцек Марчинский, Rzeczpospolita.

После такого старта сложно соответствовать ожиданиям публики, но Кристиану Цимерману удалось превзойти все ожидания. Он не просто выдающийся пианист, но и яркий, чуть старомодный и очень хороший человек. Цимерман выпускает ограниченное количество альбомов, дает лишь несколько концертов в год, делает все, чтобы не позволить нелегальным записям его выступлений просочиться в интернет, и не пускает никого в свою личную жизнь. Он посвящает много времени изучению акустики и всегда путешествует со своим собственным фортепиано. Он избегает публичности и редко дает интервью, при этом у него есть собственная отчетливая позиция, которую он готов отстаивать. Порой это вызывает сложности, например, когда он публично поклялся никогда не выступать в США в знак протеста против международной политики страны или когда он прервал выступление после того, как упрямый зритель продолжал снимать концерт несмотря на просьбы пианиста прекратить съемку.

И все же лучше всего Цимермана знают и ценят за постоянное стремление к совершенству и за неожиданные интерпретации хорошо известных произведений. Так, в 1999 году он основал Польский фестивальный оркестр, состоящий из молодых музыкантов, с которым он работал долгое время, представив абсолютно новое видение концертов Шопена. Вместо привычного фокуса на партии фортепиано, Кристиан Цимерман (который не только солировал, но еще и дирижировал) решил акцентировать игру оркестра. Он отважился внести некоторые изменения в оркестровку и даже добавил восемь тактов в концовке Allegro Maestoso концерта для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11. Несмотря на эти спорные решения (или же благодаря им?) его гастрольный тур с Польским фестивальным оркестром пользовался огромным успехом у публики и породил дискуссию о границах интерпретации классической музыки.

Рафал Блехач

Rafał Blechacz, photo: Karol Piechocki / Reporter / East News Рафал Блехач, фото Кароль Пехоцкий / Reporter / East News

Хотя Данг Тай Сон (1980), Станиславу Бунину (1985) и Юнди Ли (2000) победа в конкурсе имени Шопена тоже принесла известность, тем не менее никому из них не удалось приблизиться к трем представленным выше музыкантам. В 1990-е два раза подряд конкурс остался без победителя (жюри сочло, что никто из конкурсантов этого не достоин), поэтому в начале XXI века не умолкали разговоры о кризисе конкурса.

К счастью для конкурса, публики и жюри в 2005 году среди участников оказался Рафал Блехач, который не только выиграл все возможные премии, но и настолько потряс жюри своим исполнением, что оно решило не присуждать второе место. Это была потрясающая, неслыханная и бесспорная победа ‒ впервые с 1975 года. Кристиан Цимерман написал Блехачу поздравительное письмо, окончание которого довольно нетипично для чопорно элегантного мира классической музыки:

«Брат, ты сделал их!»

Самый престижный лейбл в мире классической музыки – Deutsche Grammophon – немедленно подписал с Блехачем контракт, и он раз разом выпускает потрясающие альбомы с произведениями Шопена, Дебюсси, Шимановского, Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Спустя 10 лет после своей победы Рафал Блехач и не думает снижать планку. 8 января 2014 года он был удостоен престижной премии Gilmore Artist Award, став вторым польским лауреатом после пианиста Петра Андершевского. Блехач получил галерея 300000 долларов, большую часть из которых (250000) он должен был потратить на развитие своей карьеры. Пианист продолжает концертировать по всему миру и расширяет свой репертуар, и кажется, он на верном пути к тому, чтобы стать одним из величайших музыкантов своего поколения.

Кто следующий?

В этом году, как и всегда, на конкурс имени Шопена приедут самые талантливые молодые пианисты со всего мира ‒ более 450 исполнителей в возрасте от 16 до 30 лет из 45 стран. Жюри отберет 84 участников трех итоговых туров, которые пройдут в Варшаве с 3 по 16 октября. Десять лучших пианистов пройдут в Большой финал, назначенный на 18-20 октября. Совсем скоро мы узнаем, станем ли мы свидетелями появления новой суперзвезды.

Автор: Войцех Олексяк, 21 сентября 2015.

Источники: Artists' websites, The Guardian, The Daily Telegraph, Rzeczpospolita, Culture.pl, ChopinCompetition2015.com

Tagi: фридерик шопенрафал блехачшопеновский конкурс


Источник: http://culture.pl/ru/article/4-zvezdnyh-pobeditelya-konkursa-imeni-shopena


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Егоров Евгений Павлович Nostalgie : арт галерея живописи эпохи
Школа вдохновение конкурсПоздравление на свадьбу своими словами на одну буквуСтих про маму которой нет в день материС днем рождения тебя дядя роднойВопрос для девушки стих


Галерея великих побед конкурс Галерея великих побед конкурс Галерея великих побед конкурс Галерея великих побед конкурс Галерея великих побед конкурс Галерея великих побед конкурс Галерея великих побед конкурс Галерея великих побед конкурс Галерея великих побед конкурс


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ