ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА Урок 35 Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Задачи: обогатить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания; показать различия в изображении статической и динамической картины природы. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя об образе времени года в литературном произведении (на материале статьи учебника). Учащимся можно задать вопрос о том, в каких художественных произведениях, прочитанных ими в этом учебном году, представлен образ времени года. Они, конечно же, помнят недавно изучавшуюся повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», сказку X. К. Андерсена «Снежная королева». Дополнительные вопросы: Урок 36
Описание любимого времени года
Задачи: закрепить навык использования в устной и письменной речи цитат из литературного произведения; обогатить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания. Этапы урока
I. Целевая установка, вступительное слово учителя об образе времени года в художественной литературе и об использовании художественных образов в нашей повседневной речи (рассказах, описаниях, диалогах и т. д.). Учащиеся с самого начала урока готовятся к выполнению письменной творческой работы. И. С. ТУРГЕНЕВ Урок 37 Повесть И. С. Тургенева «Муму»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой И. С. Тургенева; подготовить к восприятию художественного произведения, основанного на реальных событиях. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о личности И. С. Тургенева и его повести «Муму», которая вызывает интерес у пятиклассников, но может быть воспринята ими поверхностно. Многие жизненные реалии того далекого времени, а также мотивы поступков героев покажутся им не совсем понятными. Все направления предполагаемой работы должны быть связаны с детальным рассмотрением текста, обращением к комментариям. Урок 38 Образ Герасима
Задачи: продолжить медленное перечитывание повести; дать характеристику образа Герасима; показать роль других персонажей в раскрытии образа героя; дать начальное представление об авторской позиции. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Образ Герасима в повести — один из центральных. Приблизиться к пониманию авторского замысла, связанного с образом героя, можно только при внимательном перечитывании страниц повести, анализе портрета, пейзажа, выявлении авторской оценки. Восприятие пятиклассников хаотично и избирательно, поэтому к целостному анализу образа важно идти постепенно и последовательно, соединяя разрозненные впечатления учащихся в единую картину, а отдельные замечания — в развернутые выводы. Урок 39 Образ исторического времени в повести
Задачи: рассмотреть образ исторического времени в повести; проверить знание текста повести. Этапы урока
I. Проверка домашнего задания, отчет о выполнении индивидуального задания 1 учебника. Важно уточнить значения слов, которые могут быть неизвестны, непонятны учащимся. На этом этапе урока вводятся понятия историзм, архаизм. Урок 40 Смысл названия повести
Задачи: обобщить изученный материал по повести И. С. Тургенева; рассмотреть проблематику, идейное содержание и смысл названия произведения. Этапы урока
I. Проверка индивидуального домашнего задания поможет начать заключительный разговор о повести, смысле названия и проблематике, символическом выборе главного героя, значении финала. Н. А. НЕКРАСОВ Урок 41 Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии Н. А. Некрасова; прочитать и прокомментировать стихотворение «Крестьянские дети»; дать начальные представления о собирательном образе и речевой характеристике героев. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о Н. А. Некрасове и его поэзии, сообщение темы и целей урока. Урок 42 Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова
Задачи: познакомить учащихся с другими стихотворениями Н. А. Некрасова; развивать навыки выразительного чтения. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о теме и задачах урока. Вниманию учащихся предлагаются произведения Н. А. Некрасова, рекомендованные для внеклассного чтения: «Несжатая полоса», «Дед Мазай и зайцы». Выразительное, вдумчивое чтение и комментарий непосредственно связаны с анализом художественного текста. Особое внимание на уроке уделяется постановке логического (фразового) ударения, паузам, темпу, громкости, мелодике (повышению / понижению голоса), правильному произнесению слов, эмоциональной передаче содержания текста. Урок 43. Практикум. Заглавный образ в литературном произведении
Задачи: дать начальное представление о заголовочном комплексе и заглавном образе литературного произведения; формировать навык анализа художественного образа (на примере заглавного образа). Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о заголовочном комплексе произведения, заглавном образе 2 и о том, почему так важно обратить внимание на все компоненты заголовочного комплекса. Урок 44 Письменная характеристика заглавного образа с использованием цитат
Задачи: закрепить начальное представление о заглавном образе литературного произведения; формировать навык письменного рассказа о художественном образе (на примере заглавного образа); развивать навыки цитирования художественного текста. Этапы урока
I. Подготовка к написанию самостоятельной работы, характеристики заглавного образа. Учащиеся дома выбирают литературное произведение для данной работы (повесть И. С. Тургенева «Муму»). В хорошо подготовленном классе (или для отдельных учащихся) можно рекомендовать другое произведение (например, небольшой рассказ или стихотворение). Л. Н. ТОЛСТОЙ Урок 45 Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Задачи: продолжить знакомство учащихся с произведениями Л. Н. Толстого; рассмотреть историческую основу и сюжет рассказа «Кавказский пленник»; начать подготовку к осмыслению проблематики рассказа и авторской позиции. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о Л. Н. Толстом, рассказ о Ясной Поляне, малой родине писателя, представление слайдов с видами Ясной Поляны. «При Петре I по Тереку (реке на Кавказе) создавалась оборонительная линия от нападений горцев. Здесь стояли станицы, кордоны, крепости. Во второй половине XIX века на Кавказе шла война. В апреле 1851 года 22-летним молодым человеком Толстой уезжает вместе со старшим братом служить артиллерийским офицером на Кавказ. Здесь писатель увидел войну и людей на войне, был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен».
IV. Беседа по вопросам учебника об исторической основе рассказа, его сюжете и героях, основных эпизодах: Урок 46 Образы горцев
Задачи: рассмотреть средства раскрытия образов горцев в рассказе; раскрыть смысл представления читателю подробных описаний быта и традиций горцев. Этапы урока
I. Проверка домашнего задания (цитатный план рассказа, словесные портреты Жилина, Костылина и Дины) подготовит учащихся к устным рассказам о главных персонажах. Урок 47 Образы Жилина и Костылина
Задачи: сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев; показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи. Этапы урока
I. Проверка домашнего задания: 1) творческий пересказ эпизода рассказа от лица одного из персонажей (Жилина, Костылина, Дины); 2) представление киносценария «Жилин и Дина» (индивидуальное задание). Урок 48 Итоговый урок. Анализ письменных работ учащихся
Задачи: закрепить навыки устной и письменной характеристики заглавного образа литературного произведения; подвести итоги работы во второй четверти. Этапы урока
I. Представление темы урока и его основных целей. Следует еще раз остановиться на требованиях к устному и письменному ответу на вопрос и на этапах подготовки к письменной работе. А. П. ЧЕХОВ Урок 49 Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) А. П. Чехова; закрепить навык устной характеристики заглавного (собирательного) образа литературного произведения; дать начальное представление о юморе. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о теме урока и о двух центральных образах, о которых пойдет речь на уроках литературы в третьей четверти: образе детства (образы детей) и образе родины (в том числе малой родины). Урок 50
Рассказ А. П. Чехова
Задачи: обогатить знания учащихся о заглавном образе литературного произведения; развить начальное представление о юморе и средствах создания комического эффекта. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о ранней прозе А. П. Чехова и о псевдонимах писателя (Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и др.). Урок 51. Практикум. Письменный отзыв о литературном произведении
Задачи урока: раскрыть основные признаки отзыва как речевого жанра; познакомить учащихся с разновидностями отзыва и с особенностями употребления в каждом из них языковых средств; подготовить учащихся к написанию отзыва о литературном произведении. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя содержит информацию о том, когда и для чего пишутся отзывы о литературном произведении, кому они могут быть адресованы, какую роль играет отзыв в учебной деятельности школьников. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что умение писать отзыв о литературном произведении активизирует читательскую деятельность школьников, позволяет более детально и доказательно высказать свою точку зрения по поводу прочитанного (или услышанного), обоснованно возразить тому, кто придерживается других взглядов, занимает другую позицию в оценке содержания прочитанного. Урок 52 Анализ письменных отзывов о самостоятельно прочитанном произведении
Задачи урока: проанализировать отзывы, написанные школьниками, с целью совершенствования умений создавать высказывания подобного характера 3. Этапы урока
I. Во вступительном слове учитель дает общую характеристику проделанной школьниками работе, оценивает ее в целом, обращает особое внимание на возможность совершенствования созданных учащимися высказываний, на необходимость улучшения их содержания в процессе редактирования текста.
«Я люблю детективы, но я не читаю все подряд. Моими любимыми авторами являются А. Иванов и А. Устинова. Они пишут так, что, когда читаешь их книги, забываешь обо всем и не можешь оторваться. Тебе кажется, что ты в другом мире. Там происходят невероятные события.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
1 Расстановка простым карандашом в тексте знаков пауз, логического ударения, определение мелодики, логического ударения, громкости, уточнение произнесения слов. |
Источник: http://www.sinykova.ru/biblioteka/urok_lit_5_chertov/3.html
Поделись с друзьями

Рекомендуем посмотреть ещё:
Пастернак Борис Леонидович Чтобы Помнили
Красивые слова поздравления старшей сестре в день рожденияКуплю старые открытки в санкт петербургеС днём медиков открыткиСтих тютчева фонтан и его анализСтих мама и грибами





