Название литературных конкурсов конкурс

Закрыть ... [X]

Какой рассказ отправить на конкурсУчастие в литературных конкурсах – очень полезный опыт для любого писателя, и для новичка, и для состоявшегося автора. И если последние обязательно знакомятся с условиями и пишут не только от души, но и для пользы дела – для пиара («мелькнуть и заинтересовать»), для совершенствования (жюри пишут обзоры по рассказам, «обзирая» достоинства и недостатки), то новички… Те, кто только-только начинает писать (или пишет давно, но в конкурсах прежде не участвовал), совершают массу ошибок в работе над конкурсным рассказом, и в итоге их творение не проходит даже преноминацию, часто оставаясь без обзоров, незамеченное и не раскритикованное.

В свое время автор данной статьи честно «отжюрила» свое в трех литконкурсах – в одном глобально, от преноминации (начального этапа отбора работ) до финала, и в двух – только в финальной десятке. И имеет, что сказать.

Для начала — вкратце структура конкурсного отбора:

1) преноминация – это «общий котел», куда стекаются все рассказы, которые потом распределяются по группам. Из преноминации обычно вылетает то, что явно не соответствует завяленным условиям конкурса;

2) групповой этап – середина конкурса. Здесь оценивается текст – грамотность, читабельность, строгое соответствие заявленной теме и ее внятная подача, соблюдение структуры «завязка – кульминация – развязка», развитие интриги и острота конфликта, образы героев и т.д. По итогам формируется десятка-двадцатка финалистов;

3) финал – собственно, подведение итогов и определение победителя и призеров.

Итак, каким должен быть конкурсный рассказ:

1. Соответствующим заявленным условиям конкурса.

Внимательно изучите требования. Бывает, человек увидел название конкурса, сказал «О, моё!», написал рассказ и подал заявку на участие. А потом выясняется, что он превысил объем, указал не тот жанр, пришел под своим ФИО, а конкурс анонимный, неверно понял тему и т.д. Особенно часто из преноминации вылетают из-за объема, жанра (например, вместо фэнтези выставляют мистику) и количества рассказов. Некоторые пишут 3-5 рассказов и радостно их выкладывают там, где принимается два. В итоге участник вылетает со всеми рассказами без объяснения причин.

Конкурсные правила – даже если они представляют собой длинную «простыню» из двадцати пунктов и пятидесяти подпунктов, — написаны не для того чтобы «было», а для того чтобы конкурсант прошел в групповой этап.

И, конечно, рассказ должен соответствовать заявленным условиям в целом – то бишь быть рассказом. С интригой, конфликтом, прорисованным в общих чертах миром, изменяющимся героем и композицией «завязка – кульминация – развязка» как минимум. Плюс – соответствие теме конкурса и срокам участия.

2. Грамотным.

Суперидея рассказа так и останется непонятой, если жюри будет спотыкаться о «ться» вместо «тся» и миллион запятых, расставленных на всякий случай, если он будет судорожно размышлять над пропущенными словами или хохотать над страхом, от которого волосы стынут в жилах.

Конкурсный рассказ должен быть:

  • вычитан вообще;
  • вычитан вами на десять раз;
  • вычитан друзьями, помощниками, читателями, рецензентом за плату в конце концов.

Он должен быть таким грамотным, что случайная ошибка или останется незамеченной, или ее простят за неимением остальных.

Когда я оценивала рассказы, то исходила из того, что 95 процентов ошибок найдешь, но пять – ускользнут от внимания. И если три-четыре ошибки я «прощала», то потом начинала отнимать баллы. И интересный, но насквозь безграмотный рассказ получал «7» и «6» вместо «9» или «10». И дело не в моей привередливости. А в том, что русский писатель – или тот, кто стремится стать русским писателем, — должен знать свой родной язык, хотя бы на оценку «хорошо» и те самые пять процентов ошибок.

Плюс ко всему, если рассказ будет грамотным, то в обзоре жюри укажут на композиционные недочеты, на плюсы-минусы рассказа в целом. А при наличии миллиона ошибок, вам так и скажут – учите русский язык, учитесь писать грамотно, а потом и в конкурсах участвуйте.

3. Перспективным.

Вы должны понимать, почему участвуете в конкурсе, какие цели преследуете – и конкурсный рассказ должен вести вас к этой цели. Попробовать силы и пройти хотя бы в группу? Пройти групповой этап и получить обзорную рецензию от жюри? Выйти в финал и – чем черт не шутит? – победить или попасть в призы?

Чем серьезнее цель, тем серьезнее должна быть и работа над рассказом. И, конечно, он не должен быть «отписочным» — а таких рассказов я встречала очень много. Человек увидел объявление о конкурсе, ознакомился с темой, написал два абзаца – типа рассказ, да – и заявился участвовать. По принципу «хотя бы узнают о моем существовании и разделе в Сети».

Когда я судила в первом своем конкурсе, его ведущий сказал четко: в группе нужно обязательно расставить оценки от 1 до 10. Я запереживала – я же сама писатель, как ставить единицу за работу, если автор старался, придумывал, писал? А потом взялась читать рассказы своей группы… и без угрызений совести оценила пять рассказов из 33 на единицу. Ибо. Десять безграмотных предложений – это не рассказ, а та самая отписка, ради «чтобы меня заметили». Да, заметили. Поставили единицу и забыли. А рассказ должен заинтересовать. Увлечь. Зацепить. И пусть он не пройдет в финал, зато вас запомнят, найдут в Сети и будут читать.

4. Живым и эмоциональным.

Жюри – тоже люди. И мы оцениваем не только объективно – глубину конфликта и наличие интриги, яркость образов и количество ошибок, но и субъективно — да, просто понравилось. Подача информации понравилась. Стиль легкий понравился. Но главное – «переживательность» рассказа понравилась.

И в моих группах были эмоциональные рассказы, читая которые я забывала об оценках. Я забывала, что являюсь жюри, и погружалась в историю, а потом понимала, что не хочу оценку ставить. Не хочу, и все тут. И не хочу искать недочеты. Но приходилось. И такие рассказы, с итоговыми 7 и 8 после строгого разбора, я потом своим судейским решением протаскивала в финалы (иногда у жюри есть такое право). Просто потому что понравились.

Как написать рассказ для конкурса5. Запоминающимся.

То есть – иметь авторскую фишку, которая выделит рассказ из группы тематически похожих историй. Фишкой может быть что угодно – необычный образ персонажа, сюжетный поворот, композиция, стилистика, трактовка темы. И особенно она пригодится в финале. В преноминации и на групповом этапе довольно, чтобы рассказ был грамотным и качественным, а для финала необходима заметная деталь. Да и в целом – чтобы привлечь и удивить жюри и читателей – фишка название литературных конкурсов конкурс лишней точно не будет.

И, резюмируя, добавлю: участие в конкурсе – не только «поход за отзывом и критикой», но и пиар-кампания. Поэтому отнеситесь серьезно к продукту, то бишь рассказу, который будет представлять вас и ваше творчество. Да-да, именно так – не только вы «рассказываете» на конкурсе историю, но и история рассказывает конкурсной аудитории о вас. Так напишите рассказ, который покажет вас с самой лучшей стороны, заинтересует читателей и сформирует (или расширит) вашу читательскую аудиторию.

 

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте «Дарья Гущина: реальность выдумки»)


Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.


Источник: http://school-of-inspiration.ru/literaturnye-konkursy-kakoj-rasskaz-posylat-mnenie-so-storony-zhyuri


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Литературные конкурсы: Какой рассказ посылать? (мнение жюри)
Приглашения для корея узбекистанКороткие поздравления и тосты женщинеОткрытки ссср черно белыеНаш конкурс завершенКо дню святого валентина прикольные поздравления


Название литературных конкурсов конкурс Название литературных конкурсов конкурс Название литературных конкурсов конкурс Название литературных конкурсов конкурс Название литературных конкурсов конкурс


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ