Признателен за приглашение


Источник: сайт «Zhobalau.kz»

8 декабря 2015 года в СМИ опубликован Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках», который вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением некоторых статей, которые вступают в силу позже.
Данный документ вводиться взамен Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 303-III «О государственных закупках».
Хотелось бы рассмотреть некоторые нововведения, принятые в новом документе, относительно требований старого. Для удобства изложения, новый документ в тексте статьи будет обозначаться как ЗРК «О госзакупках-2015», а ранее действовавший — ЗРК «О госзакупках-2007».

1. В ЗРК «О госзакупках-2015», в отличии от ЗРК «О госзакупках-2007», четко прописаны права и обязанности потенциального поставщика, занявшего второе место по итогам конкурса. А именно прописано, что поставщик, занявший второе место, при уклонении победителя конкурса от подписания договора, обязан подписать договор о государственных закупках, внести обеспечение исполнения договора, и (или) сумму, в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015». В противном случае, поставщик, занявший второе место, также признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках, ему не возвращается обеспечение заявки на участие в конкурсе, он вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок (статья 44 ЗРК «О госзакупках-2015»).

2. Изменен порядок внесения недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Теперь потенциальные поставщики, определенные победителями (потенциальные поставщики, занявшие второе место), и уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, вносятся в указанный реестр не по решению суда, а по решению Уполномоченного органа — Комитета по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан. Срок недопущения к государственным закупкам для таких поставщиков остался прежним — 24 месяца.
Поставщики, которые были признаны победителями, с которыми был заключен договор о государственных закупках, и которые, как выяснилось позднее, нарушили квалификационные требования или конкурсные требования, а также поставщики не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, вносятся с указанные реестр как и ранее — решением суда.
Данное нововведение выглядит вполне логичным, т.к. уклонение от заключения договора, как говорится, «лежит на поверхности» и его доказательство не требует такого сбора материалов, как, например, доказательство ненадлежащего исполнения обязательств по договору о государственных закупках.
Также в ЗРК «О госзакупках-2015» отсутствует норма о возможности заказчику обратиться в суд с иском о понуждении уклоняющегося поставщика заключить договор о государственных закупках, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора о государственных закупках. В ЗРК «О госзакупках-2007» у заказчика такая возможность была.

3. Появилась очень интересная норма в ЗРК «О госзакупках-2015»:

Статья 26. Антидемпинговые меры при осуществлении государственных закупок способом конкурса.
При осуществлении государственных закупок способом конкурса допускается представление демпинговой цены при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимальной допустимой цены, не признаваемой демпинговой.

Данная сумма должна быть внесена поставщиком в течении 10 рабочих дней с момента заключения договора о государственных закупках, и вносится она в качестве гарантии того, что он надлежащим образом исполнит свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках. Соответственно, если эта сумма не вносится поставщиков в установленные сроки, то данный поставщик признается уклонившимся от заключения договора, со всеми последствиями указанными выше (включение в реестр недобросовестных участников государственных закупок).
Также интересно, что сумма, внесенная поставщиком в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015», не возвращается заказчиком поставщику в случае расторжения договора о государственных закупках в связи с неисполнением поставщиком договорных обязательств — она зачисляется в доход соответствующих бюджетов государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц.

4. В статье 6 ЗРК «О госзакупках-2015» появилась такая норма:

1. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:
2) потенциальный поставщик и (или) его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации.
Данное требование не распространяется на проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства;

Данное исключение скорее всего введено для объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан (EXPO-2017 в Астане), а также для объектов промышленных предприятий на территории специальных экономических зон Республики Казахстан, на которых, согласно статьи 27-1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» допускается применение международных стандартов строительства.

5. В ЗРК «О госзакупках-2015» появился новый способ осуществления государственных закупок — конкурс с предварительным квалификационным отбором.
В статье 20 ЗРК «О госзакупках-2015» сказано, что в государственных закупках способом конкурса с предварительным квалификационным отбором участвуют потенциальные поставщики, включенные в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, создание которого также является нововведением нового документа. В ЗРК «О госзакупках-2015» новому способу осуществления государственных закупок посвящена статья 31, которая вступает в силу позже остальных статьей документа — с 1 апреля 2016 года:

Статья 31. Особенности осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
1. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному уполномоченным органом.
2. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются в следующей последовательности:
1) на первом этапе уполномоченным органом с участием представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных некоммерческих организаций формируется реестр квалифицированных потенциальных поставщиков;
2) на втором этапе заказчиком осуществляются государственные закупки способом конкурса среди потенциальных поставщиков, включенных в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков.
3. Требования, предъявляемые к осуществлению государственных закупок способом конкурса с применением предварительного квалификационного отбора, конкурсной документации, предварительному обсуждению, извещению об осуществлении государственных закупок, заявке на участие в конкурсе, ее рассмотрению, представлению демпинговой цены, протоколу об итогах государственных закупок с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, определяются по правилам статей 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27 и 28 настоящего Закона.
4. Порядок осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором определяется правилами осуществления государственных закупок.

6. В ЗРК «О госзакупках-2015» появилось понятие «мониторинг государственных закупок», которому посвящена статья 19:

Статья 19. Мониторинг государственных закупок
1. Мониторинг государственных закупок осуществляется на основе сбора, обобщения, анализа, систематизации и оценки информации об осуществлении государственных закупок.
2. Мониторинг государственных закупок осуществляется уполномоченным органом посредством веб-портала государственных закупок и на основе содержащейся в нем информации.
3. По результатам мониторинга государственных закупок уполномоченный орган направляет ежегодный отчет о государственных закупках в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан.
4. Правила подготовки ежегодного отчета о государственных закупках утверждаются уполномоченным органом.

7. В ЗРК «О госзакупках-2015» изменен порядок утверждения конкурсной документации, а также порядок разъяснения положений конкурсной документации — вводится понятие «предварительного обсуждения проекта конкурсной документации». Если в ранее действовавшем ЗРК «О госзакупках-2007» был такой порядок:
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещении конкурсной документации на веб-портале государственных закупок;
-разъяснение положений конкурсной документации при обращении заинтересованных лиц, и, при необходимости, внесение изменений и дополнений в конкурсную документацию.
Теперь же, в ЗРК «О госзакупках-2015», порядок изменился:
-утверждение заказчиком проекта конкурсной документации;
-в рамках стадии предварительного обсуждения проекта конкурсной документации производится размещение проекта конкурсной документации на веб-портале государственных закупок; при наличии запросов от поставщиков производятся разъяснения положений конкурсной документации, либо вносятся изменения и (или) дополнения в проект конкурсной документации; размещается на веб-портале государственных закупок протокола предварительного обсуждения проекта конкурсной документации;
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещение на веб-портале государственных закупок объявления об осуществлении государственных закупок способом конкурса.

8. Согласно статье 25 ЗРК «О госзакупках-2015», потенциальному поставщику, признанному участником конкурса, и не предоставившему в установленный срок либо отозвавшему свое конкурсное ценовое предложение, в отличии от требований ЗРК «О госзакупках-2007», возвращается организатором обеспечение заявки на участие в данном конкурсе.

9. Согласно статье 29 ЗРК «О госзакупках-2015», теперь:

1. Государственные закупки способом конкурса признаются несостоявшимися по одному из следующих оснований:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
4) если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При этом,

3. По несостоявшимся государственным закупкам способом конкурса заказчик осуществляет государственные закупки способом из одного источника в случаях:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе. При этом потенциальный поставщик, которому направляется приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника, определяется заказчиком;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанного в заявке на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе с наименьшей ценой с учетом условной скидки, за исключением лица, нарушившего требования статьи 6 настоящего Закона;
4) если к участию в конкурсе допущен только один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, допущенному на участие в конкурсе на условиях, предусмотренных его заявкой, и цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать его конкурсное ценовое предложение.

При государственных закупках способом аукциона основания признания закупок несостоявшимися и дальнейшие действия заказчика аналогичны.

10. Очень интересное нововведение вводится согласно статье 37 ЗРК «О госзакупках-2015»:

4. Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Соответственно, теперь государственные закупки на проектные, изыскательские, строительно-монтажные работы стало невозможно проводить способом запроса ценовых предложений, т.к. указанные виды деятельности требуют предварительного получения разрешения первой категории — лицензии.

11. Еще одно нововведение ЗРК «О госзакупках-2015» при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений (статья 38):

7. Если в течение срока представления ценовых предложений представлено только одно ценовое предложение потенциального поставщика, такие государственные закупки автоматически веб-порталом государственных закупок признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способом из одного источника у этого потенциального поставщика. При этом цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать ценовое предложение потенциального поставщика.

Ранее, согласно ЗРК «О госзакупках-2007», при таких обстоятельствах, закупки способом запроса ценовых предложений проводились повторно.

Естественно, автор статьи указал не все нововведения ЗРК «О госзакупках-2015», однако постарался все же отразить на его взгляд самые существенные из них.

С полным текстом ЗРК «О госзакупках-2015» можно ознакомиться здесь.

Еще материалы по данной теме:

Текст ЗРК «О госзакупках-2007» здесь.

Статья о новых «Правилах осуществления государственных закупок» здесь.

Статья о новых «Правилах формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок» здесь.

Статья о «Правилах осуществления государственных закупок с применением особого порядка» здесь.


Источник: http://zhobalau.kz/byudzhet/opublikovan-novyj-zakon-o-gosudarstvennyh-zakupkah.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Как выразить благодарность на английском языке и как
Бабушку с юбилеем от внучки в прозеВоронежский заповедник конкурсКонкурс для выкупа квест конкурсСтих для друга на дорогуС днем рождения вам 30 лет стихи


Признателен за приглашение Признателен за приглашение Признателен за приглашение Признателен за приглашение Признателен за приглашение


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ