Сценарий мой герб мой флаг


сценарий мой герб мой флаг » Эколого-краеведческая программа дополнительного образования «Лучики» для детей старшего дошкольного возраста

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

16:25

Эколого-краеведческая программа дополнительного образования «Лучики» для детей старшего дошкольного возраста

Эколого-краеведческая  программа дополнительного образования «Лучики»  для детей старшего  дошкольного возраста 
Составители:
Надточий Вера Владимировна заведующая ДОУ
Мандрыкина Марина Анатольевна  воспитатель
Шелега Нина Анатольевна  воспитатель

ГУ «Детский ясли – сад № 21 г. Риддера»
«Клубничка»
 
2010 год 
 
Эколого-краеведческая  программа дополнительного образования «Лучики»  для детей старшего  дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.
Очень важно,  чтобы ребёнок уже в дошкольном детстве  почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Любовь и бережное отношение к своей малой Родине, понимание значимости всего, что происходит на земле, которой ты живёшь - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Формирование привязанности к родной  земле зависит от воспитания  подрастающего поколения. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой Родины, потом – гражданином Казахстана, и только потом жителем планеты Земля. 

Актуальность программы
Актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Объединение экологии и краеведения явилось  одним из приоритетных направлений работы детского сада  - это формирование у детей эколого-краеведческого  миропонимания.

Работа объединения экологии и краеведения, основой которого является формирование у детей  эколого-краеведческого  миропонимания, является в течение ряда лет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения.

Отличительные особенности от других программ
 В процессе изучения проблемных вопросов и разработки занятий по этой программе создан ряд проектов, в содержание которых мы вкладываем собственное видение  программного материала.

Направление «Ознакомление с сценарий природой  края»
Значение этого проекта трудно переоценить, ведь краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйственной деятельности, изучение и охрана памятников и выдающихся объектов,  законов об охране и защите окружающей среды. Предметом изучения является местность, территория, которая носит название “родной край”. 

Направление «Мы граждане своей страны» 
Приобщение дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирование гражданской компетенции и правовой грамотности  ребёнка, формирование  знаний о трудовой деятельности взрослых   

Эти разработки подтолкнули к созданию собственной модифицированной программы по эколого-краеведческому  воспитанию дошкольников «Лучики»,  в которую были бы включены не только занятия, рекомендованные программой,  но и занятия по краеведению, экологии и ознакомлению с трудом взрослых, историей  города, края. Эта программа имеет эколого-краеведческую  направленность.

Цель и задачи программы:
Главная цель программы «Лучики» – формирование эколого-краеведческой  культуры – совокупности экологического и гражданского сознания, экологических  и патриотических  чувств, экологической и социальной деятельности.

Программа  построена на гуманистической философии образования и воспитания и включает  три аспекта:
    Взгляд на ребёнка, как на уникальную личность, способную к саморазвитию и творчеству;
    Взгляд на образование, как на жизненную потребность, способствующую к саморазвитию;
    Взгляд на мир как на целостную и гармоничную систему.

Основные задачи программы: 
Экология    Краеведение
1.    Формирование основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе 
2.    Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них. 
3.    Формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе. 
4.    Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране. 
5.    Знакомство с природоохранными документами, «Красной книгой» Казахстана. 
    1.    Развитие первоначальных географических понятий и представлений. 
2.    Передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах, истории быта и культуры. 
3.    Пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям.
4.    Воспитание уважения к культуре других народов  (обычаям, традициям), готовность понимать и принимать систему  общечеловеческих ценностей.
5.    Формировать устойчивую потребность общения с музеем, развивать основы музейной культуры.


Принципы программы: 
1.    Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности. 
2.    Интеграции программных областей знаний, которая позволит охватить не только конкретное содержание, но и целостную картину мира. 
3.    Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия. 
4.    Формирования способностей: рефлексии, коммуникативность, самооценки и т. д. 
5.    Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами. 
6.    Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки)
7.    Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей. 
8.    Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу. 
9.    Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. 

Предусмотрена так же форма интегрированных занятий с детьми, которые проводятся с различными специалистами детского сада.

Сетка совместных мероприятий с педагогами детского сада и сотрудниками организаций города
Мероприятие    Ответственные
“Что? Где? Когда?” 
(интеллектуальная игра)    Музыкальный руководитель, Сотрудник заповедника
«Я иду в  детский сад»     Инспектор МАИ
“Зелёный мир - деревья” 
(занятие – конференция )    Медработник,  сотрудник лесхоза, учитель биологии
«Казахстан – наша страна»    Преподаватели школы «Шанырак»
Сотрудники этнографического музея
“Народные  мастера и умельцы” (комплексное занятие)    Сотрудник выставочного зала
Преподаватели художественной школы
“Преддверье и зимовье зверей” (занятие с использованием музейной педагогики)    Сотрудники Западно-Алтайского заповедника
Сотрудник краеведческого музея
“Риддер городок – сердцу милый уголок” (познавательно- поэтическая викторина)    Писатели и поэты города Риддера
«Детям о символике Республики Казахстан»    Представители  отдела внутренней политики акимата  г. Риддера
“В гости к зимующим птицам” 
(виртуальная экскурсия)    Сотрудники Западно-Алтайского заповедника
Сотрудник краеведческого музея
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»    Музыкальный руководитель
Представители Дома дружбы народов «Беловодье»
“Зимушка – зима” 
(комплексное занятие)    Преподаватели художественной  и музыкальных  школ
Музыкальный руководитель,  хореограф
«Традиции и обычаи  казахского народа»    Учитель казахского языка Преподаватели школы «Шанырак»
“Экологическое бюро”    Сотрудник экологической полиции
«Светлый праздник – Наурыз»    Музыкальный работник, хореограф
Учитель казахского языка
“Гнездовье птиц ” 
(Эколого-познавательное  развлечение)    Хореограф
Сотрудник краеведческого музея 
«Вечная память героям Великой Отечественной войны»    Ветераны войны и труженики тыла
Сотрудники этнографического музея

Программа «Лучики»  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
В группах предшкольной подготовки  занятия проводятся 1 раз в 2 недели, продолжительность занятия 25–30 минут.
Кроме этого для более углубленного усвоения содержания программы проводятся индивидуальные  занятия с подгруппой детей  с привлечением родителей. 

Содержание программы «Лучики»
Содержание программы можно раскрыть через задачи, которые решаются в течение учебного года.

Задачи эколого-краеведческого  воспитания в группах предшкольной подготовки
1 квартал 
•    Обобщение представлений о лете. Формирование об осени как о времени года. Освоение представлений о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха). 
•    Конкретизация представлений о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие) на примере растений разных экосистем (природных зон Восточного Казахстана) 
•    Закрепить представление детей об овощных культурах и их пользе. 
•    Формирование начал гражданственности в связи с уважением  к деятельности взрослых и детей на общее благо, с гордостью за достижения других граждан Казахстана.
•    Дать первоначальное представление о значении транспорта   в жизни людей. 
2 квартал 
1.    Систематизация представлений о зиме. 
2.    Формирование представлений о приспособлении зверей, птиц, рыб, насекомых к зимним условиям. 
3.    Формирование представления о средах обитания: наземной, воздушной, водной. 
4.    Познакомить с реками, протекающими по территории города Риддера. 
5.    Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоении правил поведения в ней. 
6.    Осознание торжественности государственных праздников, формирование способности быть терпимым к окружающему миру, радоваться успехам  других  людей.
7.    Познакомить с несколькими видами лекарственных растений. 
3 квартал 
•    Обобщение представлений о характерных признаках весны. 
•    Системы представлений о местах обитания домашних животных, диких зверей, насекомых, обитающих в различных природных зонах Восточного Казахстана. 
•    Обобщение представлений о том, что все живые существа, растут, развиваются, размножаются. 
•    Конкретизация представлений о том, что растения вырастают из семян. 
•    Формирование представлений  о государственном устройстве общества в Республике Казахстан,  с работой политикой и общественных деятелей
•    Формировать представления об основных профессиях  данного региона и современных  профессиях.

Ожидаемые результаты
Дети старшего дошкольного возраста к концу года могут: 
•    Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада, его название. 
•    Знать герб, флаг, гимн Казахстана, герб и флаг родного города и края. 
•    Знать о людях разных национальностей, населяющих наш край, об их обычаях, традициях, фольклоре и труде. 
•    Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. 
•    Знать о домашних и диких животных и птицах, в том числе о птицах и животных края, Красной книге Казахстана и Восточного – Казахстана. 
•    Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. 
•    Проявлять интерес к профессиям, знать некоторые горно-рудные профессии, в том числе экологическая полиция.  
•    Знать правила поведения в условиях путешествия на транспорте (культура и безопасность) 
•    Знать о простейших способах использования лекарственных растений. 
•    Знать о различных видах спорта, о положительном влиянии спортивных упражнений на организм человека. 
Диагностика детей проводится 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. На основе диагностики можно проследить результативность программы.


 
Приложение

Учебно-тематический план программы для групп предшкольной подготовки

№    Тема занятий и мероприятий    Цель    Форма проведения
СЕНТЯБРЬ
1    «Что? Где? Когда?»
    Определение уровня знаний и подготовки детей  по экологии  и краеведению     Интеллектуальная игра  
(диагностика в начале года )
2    «Я иду в  детский сад»     Формирование  умений ориентироваться в ближайшем окружении. Знание правил дорожного движения. Правила поведения в общественных местах.    Сюжетно-ролевая игра
3    «Деревья, которые нас окружают»    Расширение  представлений детей о деревьях, как о неотъемлемой части экосистемы.    Экскурсия в музей (зал природы)
4    «Что рассказало мне дерево»    Привлечение родителей  к совместному творчеству с детьми    Творческая выставка  (родители)
ОКТЯБРЬ
1    “Зелёный мир - деревья     Обобщение знаний детей о жизни леса – деревьях. Знакомство с охранными акциями, направленными на сохранение и бережное отношение к деревьям    Занятие – конференция 
2    «Карты разные нужны, карты разные важны»    Знакомство с физическими картами государства, области, города.    Занятие – путешествие 
3    «С чего начинается Родина»    Привлечение родителей  к совместному творчеству с детьми    Творческая  выставка  (родители)
4    «Казахстан – наша страна»    Расширение  представления о Республике Казахстан, как о суверенном государстве.  Воспитание  чувства патриотизма    Круглый стол
НОЯБРЬ
1    «Мои первые  рассказы о животных»    Развитие словотворчества с опорой на  энциклопедические данные о животных    Литературная гостиная  (родители)
2    «Лесные новости»        Оформление газеты (родители)
3    «По лесным тропинкам»    Формирование познавательного интереса и любознательности  у детей  к диким животным.  Расширение знаний о «Красной книге» Казахстана и Восточного Казахстана.     Экскурсия  в Западно-Алтайский заповедник.
4    “Преддверье и зимовье зверей»”     Уточнение и расширение представлений о жизни зверей в конце осени и начале зимы; об охране диких животных  государством (статьи Конституции РК)    Занятие с использованием музейной педагогики 
ДЕКАБРЬ
1    «Наш герб»    Знакомство с основными геральдическими науками.  Составление герба группы      Творческая мастерская
2    “Народные мастера и умельцы”     Знакомить  детей с профессиями и видами работ народных мастеров (ковроткачество, моделирование одежды, дизайн помещений и т.д.) Знакомить детей с эстетикой быта.  История орнамента.     Комплексное занятие с сотрудниками  этнографического  музея
3    “Риддер городок – сердцу милый уголок”     Привитие любви к  родному городу, расширение  представлений о нем.  Знакомство с творчеством писателей и поэтов города.  Герб города.    Познавательно- поэтическая викторина
4    «Детям о символике Республики Казахстан»    Уважительно и с гордостью относиться к символике: флагу, гербу, гимну. Осознание ребёнком себя как гражданина своей страны.    Викторина
ЯНВАРЬ
1    Интервью с зимующими птицами    Умение рассказывать о характерных особенностях зимующих птиц,  по средствам театрализованной деятельности    Театрализация 
2    «Помогите птицам!»    Привлечение родителей и детей к природоохранной  деятельности    Экологическая газета
3    «Птицы в сказках»    Создание детской библиотеки  с привлечением родителей    Выставка художественной литературы
4    «В гости к зимующим птицам»    Расширение кругозора детей об объектах живой природы – птицах. Зимний период в жизни птиц.    Виртуальная  экскурсия
ФЕВРАЛЬ 
1    “Зимушка – зима” традиции и обряды русского народа.    Развитие художественно-эстетических умений и навыков.  Использование народных игр, приуроченных к  праздникам. Организация  участия  детей  в празднично – игровых забавах.    Игра-драматизация
2    «За цветами в зимний сад»    Знакомство детей с Ботаническим садом     Беседа, просмотр видеоматериалов
3    «Природа – вдохновитель для  творчества родителей и детей»    Привлечение родителей  к совместному творчеству с детьми с использование природного материала    Творческая выставка
4    «Народные приметы»    Формирование  представлений о народных приметах, связанных с природными явлениями.  Знакомство с фенологическим  календарём     Посиделки 
МАРТ
1    « Игры  казахского народа»    Проявление интереса к обычаям и традициям казахского народа. Воспитание толерантности     Спортивный  праздник 
2    «Светлый праздник – Наурыз»    Расширение знаний о национальном празднике, о традициях и обычаях казахского народа.     
3    «Расти, деревце, вместе со мной»    Формирование  знаний о природоохранных акциях. Воспитание бережного отношения к саженцам, воспитание  трудолюбия.    Посадка саженцев  с родителями
4    «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»    Расширение  знаний о жизни народов, населяющих Риддер, о  их традициях и обычаях.    Литературно-музыкальная композиция
АПРЕЛЬ
1    «Гнездовье птиц »    Формирование любознательности, познавательного интереса к природе.  Умение  искать информацию в энциклопедиях и другой детской литературе.     Эколого-познавательное  развлечение
2    «Не обижайте  нас!»    Расширение знаний  о представителях фауны – насекомых     Комплексное занятие
3    «Экологическое бюро»    Формирование  понятия «природы», как общего дома.  Показать разнообразие растительного и животного мира.  Усвоение комплекса экологических знаний.     Театрализованная деятельность познавательного характера
4    «Их  именами названы улицы»     Знакомство с героями Великой Отечественной войны города Риддера.      Экскурсия к Обелиску Победы
МАЙ
1    «Вечная память героям Великой Отечественной войны»    Формирование  начал гражданственности  на основе  знаний о Великой Отечественной войне.  Воспитание уважение и гордости  к войнам – фронтовикам и труженикам тыла города Риддера.    Музыкально-поэтическая композиция
2    «Город – труженик»     Знакомство с историей года. Расширение знаний о  горнодобывающей и металлургической промышленности. Экологическая безопасность производства.     Заседание клуба знатоков 
3    «Тебе, мой  город, посвящаю» 
(к  Дню рождения города)    Привлечение родителей  к совместному литературному  творчеству с детьми  (написание эссе о городе)    Оформление буклетов о городе
4    «Что? Где? Когда?»
    Определение уровня знаний и подготовки детей  по экологии  и краеведения     Интеллектуальная игра  
(диагностика в конце года  )

Всего занятий и мероприятий 36 
 
Список используемой литературы:

1.  Артемова Л.В. «Окружающий мир в играх» М., 1993г.
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».М., 1991г.
3. Виноградова Н.Фф. «Умственное востпитание детей в процессе ознакомления детей с природой» М.,1978 г.
4. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край» М., Просвещение, 1985г.
5. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина» М., Просвещение, 1984г.
6.Гончарова Н.В. «План – программа образовательно- воспитательной работы в детском саду» СПб, 1997 г.
7.Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». М., 1993 г
8. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край» - М., Просвещение, 1985г.
9. Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром животных» М., Просвещение, 1998г.
10.Закон РК об охране окружающей среды
11. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок» СПб, 1998 г.
12. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»
Минск, Асар, 1996г.
13. Историко – краеведческий материал (музей, заповедник)
14. Николоева С.Н. «Воспитание экологической культуры  в дошкольном детстве». М., 1998г.
15. Немцев М.С. «Филипп Риддер и его время»
16.НуждинаТ.Д. Энциклопедия для малышей «Чудо всюду. Мир растений и животных».- Ярославль; Академия развития, 1997г.
17. Сборники писателей и поэтов города Риддера.
18. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?» - М., 2000г.
19. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» - М., 2002г

 

 

 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Просмотров: 4234 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0

Источник: http://referatikz.ru/blog/ehkologo_kraevedcheskaja_programma_dopolnitelnogo_obrazovanija_luchiki_dlja_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/2014-06-20-622



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Иосиф Бродский. Стихотворения и поэмы (основное собрание)
Сценарий программы отцы и детиОткрытки с цветами анимация бесплатноПутешествие на поезде здоровье сценарийСтих ты жизнь свою еще не прожилС днем рождения моя подруга света


Сценарий мой герб мой флаг Сценарий мой герб мой флаг Сценарий мой герб мой флаг Сценарий мой герб мой флаг Сценарий мой герб мой флаг Сценарий мой герб мой флаг Сценарий мой герб мой флаг Сценарий мой герб мой флаг