Современная проза 2016 года


Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 годаНо есть ли во Вселенной смысл и справедливость? Ведомо ли Богу значение этих слов – если Богом считать нашу Вселенную?

Я проза смотрю на тебя. Ты – никто. Несмотря на мнимое могущество, пышные одеяния, выдающихся женщин, окружающих тебя, хитроумные машины – ты червь, ничтожество.

С чего же мне начать мучить тебя? Может, убить прекрасную жену или любимую дочурку? Пожалуй, я отомщу ещё лучше: пусть жена твоя отдастся презреннейшему негодяю, а дочь увязнет в пороках и разврате. Предательство близких друзей, родителей, страны, которой ты гордился и готов был отдать свою жизнь – о, какой огонь! Ты гордишься наукой, своим блестящим умом? Хороший повод обрушить на пустую голову кирпич во время безмятежной прогулки по улице, поразить неисцелимой и позорной болезнью. Пусть ты проведёшь остаток своих дней, прикованный к инвалидному креслу, раздираемый самыми отвратительными страстями – ты, самозваное божество, вздумавшее соперничать со мной.

Со мной! Взгляни на меня!..

Вот он, древний Дракон, с золотыми крыльями, мощными лапами, в которых он победительно держит суть вещей – с саркастической и вызывающей внутреннюю оторопь улыбкой; гремящий чешуей, изрыгающий пламя и дым, непознаваемое, неуловимое, непоколебимое. Человека, оказавшегося к ним лицом к лицу, он погружает в ужас громовым рёвом. И вот, наступает на злосчастный род человеческий, закованный в сверкающие доспехи, вооружившись с головы до пят разнообразным оружием: превращающие весь мир в пустыню грозные вулканы; и ветер, древний убийца; землетрясения, разом убивающие сотни тысяч; возлюбленные аристократы Смерти – губительные болезни; мучительный голод; неурожай, вызванный всеми этими бедствиями. Перед стройными рядами легионов Дракона идут лёгкие войска: тут и терзающая юношей любовная тоска, и вожделения, не отпускающие ни на миг; и боль, снедающая при угасании сил. Все это неумолчно зудит и забрасывает врага снарядами, готовя ловитву для тяжеловооруженных воинов.

Но вот, когда злосчастный сын Адама уже устаёт и готов преклонить голову перед поражающими мечами, самому себе попросить милосердной кончины, Дракон преображается. Ныне он уже не Поражающий и не Властелин Смерти. Дракон стал Милосердным Отцом; опадает золотая чешуя, крылья уходят в плечи – участливо становится перед погибающим в пыли и овевает лёгким ветерком, дарит великолепные закаты и рассветы. И вот уже смеётся юная дева, и обещают налитые груди ночь вдохновенной любви; свежие плоды сулят прохладу иссушённому телу; бедный поэт, прозябающий на чердаке, охваченный вдохновением, творит свои гениальные стихи, входит в круг утончённых и богатых ценителей, получает славу, похвалы; и вот уже человек готов благодарить Бога, он почти уверился в гармоничной Вселенной, как вдруг...

Юлий Максимов. «Дракон, или Ответ на «Тварь» Лачина»

Google

Пользовательский поиск


Главный редактор рекомендует:

Евгений Даниленко
Роман «Лёд»
Юлий Максимов
Рецензия «Дракон, или Ответ на «Тварь» Лачина»
Ольга Шипилова
Рассказ «Реск»
Русская миссия
Статья «Чем хуже, тем лучше: США объявили санкции всему миру»
Евгений Синичкин
Антироман-матрёшка «Эра антилопы, несущейся в спорткаре по сверхскоростному шоссе (часть первая)»
Виталий Семёнов
Рассказ «Тавро 150168»
Деян Стоилькович
Рассказ «Нет храбрости»
Дмитрий Москвичёв
Повесть «Ю.»
Владимир Соколов
Документальная повесть «Записки провинциального редактора. 2008 год с переходом на 2009»
Денис Коркин
Рассказ «Вторая попытка»

Новости

14 января
Редакция «Новой Литературы»
Голосование редакции НЛ. Название фотографии: «Душа поэта-стихия чувств…». Автор фотографии: Ольга Сотнякова. Источник изображения: http://www.photosight.ru/photos/4989534/
Произведения, которые рассматриваются в течение недели с 14.01.2018 по 21.01.2018.

7 января
Редакция «Новой Литературы»

Голосование редакции НЛ. Название фотографии: «Душа поэта-стихия чувств…». Автор фотографии: Ольга Сотнякова. Источник изображения: http://www.photosight.ru/photos/4989534/
Произведения, которые рассматриваются в течение недели с 07.01.2018 по 14.01.2018.

5 января
Итоги декабря 2017

Рейтинг самых читаемых произведений и самых популярных авторов
10 самых читаемых произведений
10 самых популярных авторов
Рейтинг рубрик журнала

Архив новостей


10 самых читаемых произведений журнала «Новая Литература» в декабре 2017 года (по результатам Рейтинга Top.Mail.ru):

1 (302 читателя в месяц).
Ирина Ногина. Май, месть, мистерия, мажоры и миноры (роман)

2 (203 читателя в месяц).
Николай Шульгин. Коммунизм (рассказ) (Впервые в рейтинге!)

3 (198 читателей в месяц).
Владимир Абрамсон. Прекраснодушный (рассказ)

4 (169 читателей в месяц).
Саша Николаенко. Небесная канцелярия (сборник рассказов) (Впервые в рейтинге!)

5 (167 читателей в месяц).
Лачин. РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография)

6 (165 читателей в месяц).
Андрей Усков. Нежданная гостья (рассказ) (Впервые в рейтинге!)

7 (143 читателя в месяц).
Записки о языке. Как русская буква "Ф" стала иностранкой (статья)

8 (131 читатель в месяц).
Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия) (Впервые в рейтинге!)

9 (130 читателей в месяц).
Юлий Максимов. Дракон, или Ответ на «Тварь» Лачина (рецензия)

10 (128 читателей в месяц).
Лачин. Презрение (миниатюра) (Впервые в рейтинге!)


10 самых популярных авторов журнала «Новая Литература» в декабре 2017 года
(по данным счетчика liveinternet.ru):

1 (67 читателей в день).
Саша Николаенко

2 (57 читателей в день).
Лачин

3 (37 читателей в день).
Ирина Ногина

4 (26 читателей в день).
Юрий Гундарев

5 (21 читателей в день).
Павел Шкарин

6 (14 читателей в день).
Владимир Абрамсон

7 (14 читателей в день).
Роман Оленев

8 (8,1 читателя в день).
Олег Бондаренко

9 (8 читателей в день).
Андрей Усков

10 (7,9 читателей в день).
Евгений Даниленко

Рейтинг рубрик журнала «Новая Литература» в декабре 2017 года (по данным счетчика liveinternet.ru):

1 (18857 читателей в месяц).
Форум

2 (2501 читателей в месяц).
Рассказы

3 (1275 читателей в месяц).
Записки о языке

4 (703 читателей в месяц).
Сколько стоит человек

5 (357 читателей в месяц).
Все номера журнала «Новая Литература» с 2015 года

6 (307 читателей в месяц).
Художественный смысл

7 (121 читатель в месяц).
Поэзия

8 (111 читателей в месяц).
Цитаты и классики

9 (97 читателей в месяц).
Малая художественная проза

10 (83 читателей в месяц).
Повести, романы

Архив рейтингов

 

Обсудить новость!

Архив рубрик:

«Анекдоты в картинках»

«Стоп-кадр»

«Нобелевская премия»

«Грехи писателей»

Критические обзоры Елены Зайцевой

Критические обзоры Анастасии Бабичевой

Критические обзоры Игоря Солнцева

Старая современная проза 2016 года версия сайта доступна по адресу:

Old.NewLit.ru

"Новая Литература" на бумаге: философско-литературный журнал
 


Вас помнят здесь, читая ваши строки...

Михаил Вишняков

Виктор Герасин

Геннадий Головатый

Виктор Домбровский

Виктор Дронников

Фазиль Искандер

Яна Кандова

Светлана Пичугина

Борис Ракович

Алексей Сомов

Николай Толмачев

Ян Торчинский

Умберто Эко

Критика [257]
Малая художественная проза [210]
Переводы поэзии [24]
Переводы прозы [31]
Публицистика [232]
Рассказы [1492]
Сценарии [8]
Философия, наука [55]
Драматургия [48]
Повести, романы [227]
Галерея [141]
Поэзия [711]
Другие жанры [362]
Все жанры [3798]

Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.
Сейчас собираем на публикацию:
14.01: Игорь Литвиненко. Похищение метафоры. Счастье и несчастье Юрия Олеши (эссе)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:
В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.
Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»
Готовится к публикации:
(дата публикации может измениться)

(ещё не собрано) 19.01: Игорь Литвиненко. Вечный работник. Этюд об Андрее Платонове.
(ещё не собрано) 18.01: Художественный смысл. Развенчание поклёпа на Джорджоне (критическая статья)
(ещё не собрано) 17.01: Виталий Семёнов. Последнее слово (рассказ)
(ещё не собрано) 16.01: Лариса Базарова. Блок. «Двенадцать» как предчувствие. К 100-летию поэмы (статья)
(ещё не собрано) 15.01: Художественный смысл. Вот проклятье… (критическая статья)
Собираем сейчас: 14.01: Игорь Литвиненко. Похищение метафоры. Счастье и несчастье Юрия Олеши (эссе)

 


Свежие рекламные публикации на нашем сайте:

Полезные статьи

Информационные материалы

iPhone 8: лучшее, конечно, впереди
Возможно, впервые за всю 10-летнюю историю iPhone, не стоит покупать последние модели этого смартфона. Но это не потому, что iPhone 8 и iPhone 8 Plus плохие телефоны. Это вполне достойные экземпляры, но лучшие еще точно впереди...

Зачем нужна кредитная карта mastercard
Кредит кредитной картой России все же можно получить. Выйти из затруднительной финансовой ситуации помогут некоторые банки и небанковские компании.

Во сколько обходятся похороны в Москве
Потребность в ритуальных услугах, по своему уровню, всегда была актуальна.

Квесты Компас - статья, обзор
У московской компании "Компас" вы найдете массу увлекательных квестов, которые не оставят равнодушными взрослых и детей.

Переселяемся за город: практичный подход
В России постепенно растёт число горожан, готовых переселиться на постоянное жительство в сельскую местность.

Отопление и теплый пол в квартире
На сайте https://montag-expert.ru/ представлены услуги квалифицированной компании работающей в строительной отрасли.

BWorld – участник рынка, которого стоит знать в лицо
Трейдинг может быть одновременно безопасным и эффективным. Не верите? Спросите у клиентов компании BWorld.

Huawei Mate 10 Pro: последний флагман уходящего года
Huawei – компания, которая последней одна из последних презентовала публике свой флагман в уходящем году. Представленный Mate 10 Pro получился настолько удачным, что он затмил своих главных оппонентов от Samsung и Iphone. Однако обо всем по порядку.

Валютный калькулятор – удобный инструмент для фрилансера
Реферат – это распространенная академическая работа, которая позволяет не только проверить знания и аналитические способности студента.

Особенности обработки рефератов из Интернета
Реферат – это распространенная академическая работа, которая позволяет не только проверить знания и аналитические способности студента.

17 января

Виталий Семёнов

...Сутки на исходе, почти пять утра. Не заезжая «домой», следующий вызов, к сердечнику. Хрущоба, последний, пятый этаж без лифта – это предутренний кайф. Неподъёмный чемодан с раскладкой. Единственное достоинство этого ящика с острыми металлическими углами – от собак хорошо отбиваться. От бездомной своры на дачном массиве или от «не бойтесь, она умная, не укусит» в чьей-нибудь квартире. Во время подъёма странно и некстати вспомнились строчки из какой-то старой патриотической песни: «Наверх вы, товарищи, все по местам, последний парад наступает…». Это бред усталости, часть предутреннего кайфа.

Как тяжело, как невыносимо тяжело, обездвиживающая усталость, да что же это. Боль в груди резкая, жгущая, невыносимая, рвущая. Вздохнуть, а нечем, диафрагма не двигается… Рука сама выпускает ящик, а ноги подкашиваются. Вызов к сердечнику. Сердце, мотор, миокард, мышца жизни, насос, орган любви… у неё всего несколько секунд. Дотянуться до ящика, уколоть себя… несколько секунд. Она оседает и заваливается прямо на лестничной площадке, в проёме между третьим и четвёртым этажом у межэтажного низкого окошка. У неё нет сил, но есть несколько секунд…

Что можно успеть за несколько секунд, это же ничтожно мало. Человек не задумываясь тратит минуты и часы, месяцы и годы, всю жизнь. Человек вообще мало ценит то, что получил даром, например, жизнь. Так что там эти несколько секунд? Фельдшер Возова знала цену этим нескольким, самым главным секундам. Она много раз видела, как люди покидают мир. Как они пытаются что-то сказать. Что-то главное, подводящее черту под всей прожитой, уже законченной жизнью. Обычно слышны лишь хрипы, стоны, но иногда и связные слова. Очень важные слова, итоги.

Дотянуться до ящика, уколоться? Если получится, что вряд ли, то она выживет, она будет долго и муторно проходить реабилитацию, волочить ногу, косить, мямлить, глупеть и мучиться запорами. Она будет обузой детям и внукам, она навсегда будет тяжёлым инвалидом. У всех инвалидов испорченный характер. Здоровый человек и не замечает тех трудностей, которые приходится постоянно преодолевать инвалиду. Жизнь инвалида это не жизнь, это ежесекундная борьба за жизнь. От этого портится характер. Она тоже будет хнычущей, озлобленной, беспомощной? Дотянуться, уколоться? С её то диагнозом и до мелочей расписанным последующим эпикриз-сценарием? Потратить на это последние, самые ценные секунды жизни?..

16 января

Лариса Базарова (новый автор)

О поэме Александра Блока «Двенадцать» очень много написано: литературоведы, критики и писатели прошлого и настоящего спорят меж собой, высказывая полярные точки зрения, и никак не приходят к согласию. Согласие и невозможно. Загадка «Двенадцати» остаётся загадкой.

Но не загадка ли любое настоящее произведение литературы? Подчас оно остаётся загадочным и непостижимым даже для самого автора. Для Блока такое положение дел более характерно, чем для кого бы то ни было другого. Свои произведения он не сочинял, а извлекал из звуков мировой гармонии, будучи уверен, что художник только лишь «поглощён изысканием форм, способных выдержать напор прибывающей творческой энергии».

Сейчас, когда поэме «Двенадцать» исполняется сто лет (она написана в январе 1918 года), можем ли мы что-нибудь добавить к разгадке этой тайны? Вряд ли. Но предпринять очередную попытку осмыслить и переосмыслить произведение, созданное гениальным пером, – с учётом всего того, что мы знаем о столетии, прошедшем с того метельного января – просто необходимо...

15 января

Художественный смысл

...Должен признаться читателю, что поводов злиться на Канделя у меня так много, что я в растерянности, оспаривать ли его немедленно при появлении раздражителя в читаемом тексте, или сперва классифицировать. – Нет, я не справлюсь со своей злостью – буду писать, как бог на душу положит.

Моей идеей-фикс является обнаруживать, каким подсознательным идеалом (то есть чем-то обязательно позитивным с некоторой точки зрения, и если подсознательное удаётся критику перевести в своё сознание) был движим художник при создании конкретного произведения путём создания конкретных элементов произведения.

Чем-то подобным движим и Кандель. Более того, название его книги состоит из двух предложений. Второе: «Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней». Но каким-то странным образом он – пока, по крайней мере – пишет так, что ясно, что он выявляет не бессознательное, а, наоборот, осознаваемое.

Я это могу даже и использовать. Осознаваемое выдаёт Кандель, опираясь на конкретику «текста». А подсознательное (да простится мне привычное мне, но не употребляемое в психологии слово) буду выдавать я. И опираться я буду не только на конкретику текста, не замеченную Канделем, но ещё и на общие рассуждения об истории духа на рубеже XIX и XX веков в Западной Европе.

А там и тогда было засилье серости из-за перехода центра революционности в Россию. Высокие идеалы себя изжили. Развился натурализм-безыдеалье. Даже самые бедные и голодные (импрессионисты) всё равно принимали действительность – абы какую. Ну так от нетерпимости к этому одни ударились в, так сказать, сверхвверх (в символизм), а другие – в субвниз (в ницшеанство).

Это второе мне повезло понять как такую крайнюю альтернативу действительности, –  иномирие, –  которое аж похоже на иномирие христианства и символизма, но… принципиально недостижимо, только помыслить можно, да и то каким-то кривым, что ли, образом (Вневременность, Апричинность…). – Эти Абсолюты (позитивные!) в таком, абсолютном, качестве оказываются не только редкостью, но и подсознательны.

(Что не доказуемо, но вероятно.)

И только резкость неприятия действительности остаётся осознаваемой (так оно, неприятие, и не позитивно как раз, а негативно).

И – пожалуйста (если вам двух предыдущих мерзких репродукций мало)...

Соломон Воложин

14 января

Игорь Литвиненко

В школьных учебниках по литературе я бы запретил печатать краткие биографии писателей. Путь там будут только отрывки из текстов – самые лучшие, самые яркие. Не преподаватели и комментаторы, а именно тексты способны дать безошибочное и беспристрастное представление о литературе и литераторе. Собственно, преподавание литературы (и вообще искусства) по большому счёту невозможно. Искусство и литература преподают сами себя. Кому надо, тому и преподают. А кому не преподают – тому, значит, не надо. Когда станет надо – люди сами придут в музей, в театр, в филармонию, в библиотеку.

«Я уважаю шершавых, недоделанных неудачников, бормотателей, за которых нужно договаривать, в которых неуклюже пластуется история...» – писал Юрий Тынянов. Это было сказано не об Олеше, но имеет самое верное отношение к его судьбе – творческой и человеческой.

Можно ли назвать его неудачником? Шершавым, недоделанным бормотателем? Плодотворная дискуссия на эту тему вряд ли получится. Тема скользкая, многосложная. Если озаглавить её словами «Уроки Олеши», тут же окажемся на распутье. О чём говорить? О творчестве? Или о судьбе?..

13 января

Владимир Положенцев

Жизнь порой такие картины выписывает, что прям «Натюрморт с черепом быка» Пикассо. Я не случайно о рогатом чудище. В тот день, о котором пойдёт речь, художник будто с меня списал физиономию несчастного парнокопытного с отвисшей челюстью. Так вот.

Шагаю я как-то по улице вдоль Останкинского парка. Тороплюсь. В лицо бьёт первый мокрый снег, под ногами чавкает грязь, предательски скользит свежевыложенная тротуарная плитка. Настроение скверное, вспоминаю слова старого приятеля – у всех Гольфстрим, у нас экстрим.

Гляжу, на другой стороне неширокой дороги – заросший как ёжик бомж. В драном клетчатом пиджаке, замызганных коротких штанах с бахромой цвета картофельных очисток. На ногах стоптанные кеды. В руках –  розовая авоська а-ля «перестройка, перестройка, в магазине спички только». В ней бутылка.

 Вот кому действительно несладко, подумал я. Куда идёт, бедолга? Видимо, в какой-то подвал или земляной схрон в парке. Где только такую сумицу раритетную раздобыл? Сейчас примет на грудь и в нирвану. А утром опять на поиски живительной влаги. Эх, довели державу до ручки. Ракеты падают, народ нищает.

На перекрёстке, не дожидаясь зелёного света, бомж кривобоко перебежал улицу. Проскочил мимо меня, но вернулся, уставился, словно на диковину.

– Мужик, дай закурить, – попросил он.

Загорелся зелёный. Хотел сказать «нету» и пойти дальше, но жалко стало ободранца. Не виноват же он, что приходится попрошайничать. От сумы, как говорится... По статистике безработица в столице небольшая, да только после 35-ти ты никому не нужен. Попробуй найти место с редкой профессией. Скандал с супругой, развод. Квартира жене с ребёнком широким жестом от порядочного человека и – улица. Сколько таких...

Я достал пачку, выбил из неё сигарету, протянул за кончик, чтоб не прикоснуться к бомжу. Собрался ступить на зебру.

– А огоньку?

Вздохнул, полез за зажигалкой. Чиркнул. Он, прикрывая пламя от ветра, ухватил меня за ладонь. Я отдёрнул руку. Бомж так и не прикурил.

– Не узнаёшь меня? – спросил лохматый ободранец, пряча сигарету в карман. Кажется, он раздумал курить.

– Нет, – раздражённо ответил я и на этот раз взглянул на него более внимательно.

И тут... О боже...

12 января

Художественный смысл

Мне не видать балета «Нуреев», и я не понимаю, почему его связывают не с балетмейстером в первую очередь, а с режиссёром (Серебренниковым), но Серебренников у меня на подозрении, что творит он, если и не публицистику (что не искусство, ибо – о знаемом, и зная, как и что хочет), то произведения создаёт прикладного искусства (призванные очевидными образами усиливать знаемые переживания). Я могу потому подозревать и этот балет чем-то второсортным (то, что не имеет происхождения от подсознательного идеала, на мой – может, извращённый – вкус является искусством второго сорта). А там «звучит патриотическая песня на стихотворение Маргариты Алигер «Мы – евреи», композитор – Илья Демуцкий...». Так я мигом стихотворение прочёл, счёл, что оно – стихопублицитстика. Но оно казалось, так писали, отрывком из поэмы «Твоя победа» (1946). И то вполне может иметь следы подсознательного идеала. Это стоило проверить. Я поэму нашёл в Интернете (с трудом, в издании 1975 года) и стал читать.

И вот – диво...

Соломон Воложин

11 января

Андрей Ямшанов (новый автор)

Ни в эту, ни в следующую минуту, ни в последующий час он не умер. Однако слепое и беззвучное событие поразило так, что долгое время сожалелось о неслучившемся. Сопровождающий контейнеры со строительным материалом из Подмосковья в Армению, он вышел из вагона на Сортировочной в Тбилиси и не успел поймать ту самую секундочку, в течение которой, по обыкновению, пропадают поезда. Григорий догадывался, что шабашники и балагуры, с кем он подвизался доставить груз заказчику, искать его не станут, а сумку с документами, в лучшем из вариантов, оставят нетронутой на конечной в Ереване. Состав исчез, навалилось тяжёлое чувство от понимания постигшей участи, никак не согласующееся с логикой простых вещей: ведь был реальный поезд, объективное расписание движения и стоянок, были, наконец, свобода мысли и личного выбора… На деле – подлог! А может, его обманули? И всё было преднамеренно, по сюжету… Тоска оказалась столь тяжкой, что бесследно меркли черты её начала и вероятного конца, она становилась без края настоящей. И жизнь, остановившаяся в точке, не проявляла признаков прошлого и будущего, простого и сложного.

Ссутулившийся и неуместный, он ходил по незнакомой земле, присаживался на одну и ту же скамью, вставал на подъёме воображаемых действий и вновь ходил. Ему с детства не давалась решительность. Увенчанный пятью десятками лет, Григорий понимал, что стать другим он вряд ли сможет, таким нужен пронумерованный, разлинеенный и закреплённый печатью план жизни, а поэтому каждый раз в минуты выбора страдал безраздельно.

Наступал плотный вечер, людей становилось меньше, редели железнодорожные платформы, и далёкий диспетчер заскучал без объявлений. Юг оказался не по-кинематографически романтичен и гостеприимен – обнаружил холодное безразличие к чужаку. Перрон стал насторожённым, подозрительно наблюдающим глазами какого-то человека за сиротливым поведением приезжего.

– Что, дорогой, потерялся? – спросил он Григория и, не дав ответить, заключил: – Вижу. Нэ переживай! Поехали ко мне, покушаешь, поспишь, завтра что-нибудь придумаем…

В эту длинную и утомительную, как вязкий сон, минуту и случилось преображение. Двойник, уверенный и спокойный, показал рукой на север и бровью вопросил о согласии с идеей возвращения домой. Но проявления единомыслия не увидел. Тогда пожал плечами, отступил в сторону и ушёл не обернувшись. Второй Григорий подумал, что успеет догнать себя завтра, понуро кивнул незнакомцу головой, прошаркал за ним до ржавого «Москвича» и дверцей автомобиля захлопнул для себя выход из плена обстоятельств...

10 января

Записки о языке

...Многие различают в слове «спасибо» – «спаси (тебя) Бог», но что означает слово «пожалуйста», наверное, смогут объяснить единицы.

Понятно, что оно также состоит из двух основ: «пожалуй» и «ста». Первая относительно ясна. Жаловать кого-либо – благоволить, проявлять расположение, уважение, оказывать милость, внимание, награждать, одарять и т. п. Однокоренные слова – «жалованье», «жалость», «пожаловать» (в значении «прийти»), «жаловаться», «обжаловать» (решение суда), «разжалованный» (из офицеров в солдаты) и пр. Но что значит «ста»? Сегодня нам непросто понять это, потому что прилагательное «старый» изменило своё значение. То качество, которое мы подразумеваем под ним в наши дни, ранее обозначалось словом «ветхий», а «старый» – это «большой, зрелый, крепкий». Восходит к той же основе, что и «стать», то есть «состояться». Поэтому, в частности, на Руси уважали «старцев», тех, которые в случае надобности становились первыми. Ср. с понятиями «старший», «старшина», «старейшина», «староста». Понятно, что основной акцент здесь не на возрасте, а на статусе человека. Также, приятелей мы иногда называем «старик, старина», подчёркивая нашу состоявшуюся, проверенную годами и обстоятельствами дружбу, хотя по возрасту они могут быть совсем молодыми людьми. Со временем это понимание утратилось, и мы стали почитать «дряхлых стариков», придумывая для этого новые резоны. В Древней Руси «стар» – не тот, кто велик летами, а тот, кто славен силою, умом и положением, кто может вести за собой общину, то есть – вождь.

Согбенного возрастом старика называли словом «дѣдъ». Как и всем предкам, дедам также оказывались почёт и уважение, их чтили как основателей рода, но это другая иерархия, так сказать, «ведическая», а не социальная, соотносящаяся с понятием «стар».

Теперь, определившись со значением «ветхих» слов, мы можем понять и смысл современного «пожалуйста»: «Пожалуй мя, старче, милостью своей!». Примерно так. Очевидно, что вначале такое словоупотребление было уместно только при прошении, просьбе. Вследствие частоты небрежного (не бережного) устного употребления выражение сократилось до «пожалуй, старче», затем до «пожалуй, стар» и наконец слилось в водное слово «пожалуйста». Теперь мы употребляем его и как частицу в ответ на чью-либо благодарность, просьбу, извинение, и сокращаем ещё больше, говоря что-то типа «пъжэлстъ». А в эсэмэсках так и вовсе пишем «пож или пжл»...

9 января

Лачин

...Идиотизм, думал Руслан, разбуженный и вышагивающий под ветром ночным, при чём тут дед, да и память оставил он добрую… Идиотизм. Меж тем Мирза пояснял, дабы ввести в курс дела по дороге: идея Амира такова: каждый может стать героем, но не каждый – быть гением. Ясно ведь, что и при всём желании никто из нас не в силах писать портреты Веласкеса и бетховеновские сонаты, это, так сказать, для большинства невозможно физически, отсутствуют природные данные, но стерпеть пытки и улыбнуться гильотине может в принципе каждый, если очень захочет. Это просто: возьми и улыбнись. Природной преграды здесь нет. Нельзя пристыдить человека, что он не пишет «Илиаду», но стыдно устрашиться боли. Он и Рылеева перефразировал: поэтом можно и не быть, но быть героем ты обязан. И потому, продолжал Мирза, подпрыгивая на ходу от предутреннего холода, по амировской мысли, поскольку одаренность не заслуга, Паскалю нечем гордиться перед продавцом огурцов, это лотерея: кому сколько выдаст природа, почётны только геройство, выдержка и физическая смелость, он не хочет хвастаться прозой своей, другой ему надобен повод для гордости. Изложил беспристрастно (так подумал Руслан, ускоряя шаги), не поймёшь, сам согласен иль нет. Он хотел и себе задать тот же вопрос, но не стал, а всё слушал Мирзу. Потому-то, как считает Амир, обыватели смеются над героями лишь, но не людьми гениальными, никто Леонардо не высмеет, расскажи про Декарта ему – не изругает, но поведай торговцу редиской про молчавших под истязанием: не поверит мужик, рассмеётся мужик, обругает и под ноги сплюнет. Амир говорит, в этом логика есть – знает торговец, что неможно ему быть Декартом, не его тут вина, и потому стыдиться нечего, а героем стать мог бы, вот только не стал, и отсюда злость его, насмешка, стремление подвиг опорочить. Обыватели любят гениев, но ненавидят героев.

Потому именно, по мысли Амира, вся уличная сволочь, да и многие «интеллектуалы» тоже, ведь средний интеллигент ещё трусливее, чем обыватель (тут странное выражение приняло лицо Мирзы: лукавое, с оттенком цинизма, и – с ещё более тонким – самоиронии оттенком), потому и рады они гибели советской власти – героизм почитала она наравне с гениальностью, если не более того, опасно (и стыдно) было признаться в малодушии открыто, помнишь, говорил Мирза (и непонятно было, передаёт он по-прежнему слова Амира или это его наблюдение, или то и другое вместе, а если только Амира, то насколько с ним согласен Мирза: ничего понять нельзя было), помнишь наши школьные годы в Союзе, редкий трус мог бы прямо сказать, что боязно помереть за идеалы, малодушные молчали в тряпочку, сейчас они смело открыли – нет, не открыли, разинули – рты, и свой голос – нет, не голос, а рык – подают они смело, и если люди, одарённые чрезмерно, остались в прежнем почёте (почти прежнем, если совсем откровенно), то на героев может теперь излить обыватель всё раздраженье накопившееся, и открыто гогочет, плюётся мужик. Вот Амир и решил – приструнить мужика.

И тут ещё одна деталь психопатом подмечена (да, усмехнулся, я в сердцах его так называю), деталь, что на руку играет малодушным: если творения одарённых сверх меры, оставаясь в веках, самим своим существованием доказывают гениальность их породивших, то поступки исключительной воли и храбрости не оставляют материальных свидетельств, в них легко усомниться, и один тут способ заткнуть обывателя – это взять и повторить...

8 января

Художественный смысл

...Сказано о Лизе Готфрик, которая «была внесена в шорт-лист Григорьевской премии». А та была волонтёром в антитеррористической операции (антирусской) на Украине, и речь шла ещё о том, что за стихи не арестовывают, и она может приехать в Россию на получение премии.

А я люблю себя загонять в трудное положение. Но не в безнадёжное, видно. Потому что подумал, в тайне от себя, наверно, что раз Григорьевская премия… Значит, не безвестная эта поэтесса… – И правда: прочёл и почувствовал своё заветное ЧТО-ТО, невыразимое словами.

Ан…

Можно ли сказать, что если сомнительным оказалось первое же по списку стихотворение, то сомнительно и награждение? – Пожалуй. И тогда не требуется проверять, не исключение ли оно в плохую сторону в творчестве Лизы Готфрик.

Или всё же проверить…

Второе по списку лирики. – Нет. Не годится. С ним велика вероятность, что оно публицистика (что не есть искусство): называется «белое тело диктатуры» и дата создания – 2.02.2014, то есть майданная революция.

Третье...

Соломон Воложин


Архив публикаций: 2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018 
При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru
Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература»
e-mail для авторов и заказчиков текстов:
тел. для меценатов и рекламодателей: +7 960 732 0000, ICQ: 64244880

дизайн и разработка сайта —
Студия веб дизайна VMDESIGN.RU

Реклама | Отзывы

Источник: http://newlit.ru/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Книги » Скачать книги через торрент бесплатно без регистрации
Конкурс восточного танца маликаРазлука двоих фотоКонкурс китайского языка китайский язык это мостСпасибо родителям за жизнь в прозе трогательныеСаранск конкурсы песни


Современная проза 2016 года Современная проза 2016 года Современная проза 2016 года Современная проза 2016 года Современная проза 2016 года Современная проза 2016 года Современная проза 2016 года Современная проза 2016 года Современная проза 2016 года


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ