Стих природные зоны россии


МОУ Дмитриево Помряскинская СОШ
Обобщающий урок – путешествие
по окружающему миру
в 4классе.
Тема:
«Природные зоны России».
Учитель – Г.М. Бродина
Цели: обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», проверить знания, умения и навыки; развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся, умение работать в парах, высказывать свое мнение и слушать мнения других; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: глобус, карта «Природные зоны России», иллюстрации растений и животных, карточки - задания, мультимедийная презентация, музыкальные записи,
1.Организационный момент.

Интересное путешествие сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, все по плечу,

Ведь я вас четвертый год учу.

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за вас за всех.
2. Сообщение темы урока. (Слайд1)

Ребята! Сегодня нам предстоит совершить одно увлекательное путешест­вие - по природным зонам нашей Родины. В пути мы с вами вспомним много интересного о природе. Может быть кто-то из вас попробует сформулировать задачи нашего урока: повторим природные зоны нашей страны, растительный и животный мир, экологические проблемы зон. На уроках развиваем память, мышление, речь, учимся работать в парах, любить и беречь природу. (Слайд 2)


Путешествовать мы будем вот на этом поезде, так как наша страна очень большая и пешком идти очень долго. Наш класс – это вагон. Итак, проверим свой багаж, рассаживаемся поудобнее.

Под мелодию песни «Голубой вагон» ученик читает стихотворение.

Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
И быстрокрылый самолет
Летит неумолимо.
На Север книжки он везет
И яблоки из Крыма.
3. Разминка.
Что здесь лишнее?

1. Верблюжья колючка 3. Ягель

2. Колосняк 4. Джузгун
1. Зона лесов

Рысь, белый медведь, лисица

Клен, ель, полярный мак.
2.Арктика

Кит, тюлень, верблюд, морж.

Мхи, береза, лишайники, осина.
Что общего между ними общего? Что лишнее? (Слайд 3)

(Занесены в Красную книгу России: белый медведь, амурский тигр, женьшень, зубр)

Женьшень – растение, остальные – животные.

Белый медведь – животное Арктики, а остальные – обитатели лесной зоны.


Найди ошибки на доске.

Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно - Европейская, Восточно - Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России - Обь, а самое глубокое озеро - Онежское. Только одна большая река - Енисей - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны семь природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая - зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.


4. Рассказы о природной зоне
1пара - зона Арктических пустынь (Слайды об Арктике)

Наша зона – зона арктических пустынь. Это зона островов, лежащих около Северного полюса. Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной зоне снег лежит круглый год. Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: морские львы, моржи, котики. Есть растения, которые могут жить на снегах и во льдах: лишайники, мхи, водоросли, полярный мак. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя.


Вторая пара: зона тундры. (Слайды)

Эта зона проходит вдоль северного побережья России. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, черника, морошка, карликовая береза). Много перелетных птиц летом. Животные: лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.


Тундра красивая дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зелёного на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становиться желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья берёзы и ивы. Карликовые березка и ивы ведут себя так же, как и их «сестры» – береза и ива в лесной зоне России.
«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые.
В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек. Но и здесь деревья не высокие. Люди разводят домашних северных оленей.
3 пара – лесная зона (Слайды – лес)

С. Никулина «Русский лес».

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног, А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Эта зона расположена на Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, тёмно-зелёный цвет. Это хвойный лес: ель, сосна, лиственница, которая на зиму сбрасывает иголки, пихта, кедровая сосна или сибирский кедр. Смешанные леса- зелёные, но светлее. Это хвойные деревья и берёза, ольха, осина. И ещё одна часть - широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. Дуб, вяз, липа, клён.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. В зоне лесов также живут: олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полёвки.


4 пара - зона степей (Слайды – степь)
Степь

Едешь, едешь – степь да небо,


Точно нет им края.
И стоит вверху над степью, тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчаться степью
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами две-три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
Едешь, едешь – степь да небо
Степь, все степь, как море…
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.

Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно – Сибирской. Лето более продолжительное, чем в лесной полосе. Зима короче и теплее. Снеговой покров маленький. Почвы в зоне степей очень плодородные. В степях нет деревьев, растения травянистые: тюльпаны, ирисы, ковыль, типчак. В траве живут множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Разные птицы: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки; хищники - степной орёл, степной хорёк, степная гадюка.


Пара №5 – полупустыни (Слайды)

Солнечный, жаркий

Жёлтый поток

Льётся в пустыне

На жёлтый песок.

В воздухе жёлтом

И плотном, как мёд,

Жёлтая птица неслышно поёт.

Полупустыни расположены на юге-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная небольшая зона. Пустыни бывают песчаные и глинистые. Солнце печет немилосердно до 700 С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, лето длится 5 месяцев, а зима 2-3 месяца.

Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка, пища верблюдов. Очень ценными растениями являются колосняк, джузгун. В пустыне встречается низкое деревце – саксаул.

Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадёт жара. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают: песчаный удавчик, ящерица – круглоголовка, ящурка быстрая, лисичка- корсак, ушастый ёж; грызуны – тушканчики, песчанки. Насекомые: скорпионы, кобылки, священные скарабеи. Крупные животные – верблюды и сайгаки.
Пара №6 – субтропики (Черноморское побережье Кавказа) (Слайды)

Эта удивительная зона занимает маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. Здесь жаркое лето и тёплая зима. Горы не пропускают сюда холодных северных ветров. Почвы Черноморского побережья Кавказа плодородны, а растительность богата. В лесах растут широколиственные деревья – дуб, бук, каштан. Растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии. Пальмы. Много фруктовых деревьев: персики, абрикосы. Инжир, грецкие орехи.

Богат и разнообразен животный мир. В лесах обитают медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. В море добываю себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, иглы, дельфины – самые умные животные, замечательные пловцы.

Берег Черного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России.


Пара № 7.
Определите природную зону по рисункам

1. Экологические проблемы этой зоны: (рисунки)

- браконьерство;

- нарушение поверхности почвы от вездеходов и тракторов;

- загрязнение местности во время добычи нефти;

- неумеренный выпас скота.

(Тундра)

2. Цепь питания:


Растения Хомяки Степная гадюка
(Степь)
5. Рассели животных. Работа в парах

- Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой живот­ное и зону обитания:



природные Богомол

Лемминг


Дрофа

Северный олень

Тупик

Рысь


Арктическая пустыня

Субтропики

Тундра

Степи


Зона лесов

Пустыни


Суслик

Дельфин


Корсак

Глухарь


Жук-скарабей

Тюлень


Ответ:
Арктика - тюлень, тупик;
Субтропики - богомол, дельфин;
Тундра - лемминг, северный олень;
Степи - дрофа, суслик;
Зона лесов - рысь, глухарь;
Пустыни - корсак, жук-скарабей
Критерии оценок:
12 + «5», 9-11 + «4», 6-8 + «3», 1-5 + «2»
Физминутка
6. Экологический кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1…. лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.

2…. земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.

3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их…

4. Неумеренное … приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.

5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается …

Ответы: 1. Вырубка. 2. Распахивание. 3. Загрязнение. 4. Орошение. 5. Поверхность почв.

-Расскажите, к чему приводит неразумная охота, браконьерство.
Критерии оценок:
6 + «5», 5 + «4», 3-4 + «3», 1-2 + «2»
7. Узнай растение по описанию, запиши название:


  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайиники)

  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб)

  3. Это таежное дерево, имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница)

  4. Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель - живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)

  5. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель)

  6. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)

  7. У этого растения роль листьев играют зелёные веточки. Плоды очень лёгкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. (Джузгун)

 1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. _______________________________________________

6.____________________________________________

7.___________________________________________________________
Критерии:
7 + «5»
6 + «4»
5, 4 + «3»
3-1 + «2»
8. Тест в тетради на 59 стр.

Ответы:


25) б 26) а 27) а, б

28) в 29) б 30) в 31) в


Критерии:

8 + «5»


6 – 7 + «4»

4 - 5 + «3»

1 – 3 + «2»
9. Загадки о животных (Дети загадывают)

- А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете животных, обитающих в различных природных зонах.

1) Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах!

Удрала, а хвост в руках! (Ящерица - степь.)

2) Мною питаются рыбы и большие морские звери (Рачки - Арктика)
3) Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге. (Лось - лесная зона.)


4) Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам (Верблюд - пустыня.)


5) Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись,

В том лесу; где бродит... (Рысь - лесная зона.)


6) Из куста шипуля,

За ногу тянула. (Змея - пустыня.)


7) Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонокстепь.)


8) Мха копытом не касаясь,

Ходит северный красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко! (Северный олень - тундра.


9) Я – птица, откладываю яйца прямо на скалы. (Кайра – Арктика)
10) Что за дерево стоит?

Ветра нет – оно дрожит. (Осина – лесная зона)


11) Я ростом невелик, мои листья – зелёные веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун – пустыня)
12) Я – травянистое растение, моя задача – удерживать пески. (Колосняк – пустыня)
13. лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды. (Рябина – лес)
14) Самое долговечное дерево, живущая 900 лет. (Лиственница – лес)
10. Итог урока. Выставка книг по теме урока.
Рефлексия совместной деятельности на уроке проводится письменно по формуле Я... Мы... Мне...
Я: научился новому, работал в паре хорошо и предлагал версии;

запомнил все природные зоны;

хорошо работала в паре, узнала много нового;

работал хорошо;

стихотворение рассказала хорошо;

хорошо рассказал про свою природную зону;

отлично выступил у доски;

работал не очень активно, но помогал своей группе;

правильно показал природную зону на карте;

выполнил тест на отлично;

отгадал все растения; животные

узнала много нового и интересного.


Мы: узнали про природные зоны;

работали слаженно;

высказали свои версии;

работали превосходно;

мы поработали очень хорошо в паре;

в паре работали отлично;

многое узнали;

мы работали слаженно, как сообщества;

мы поработали все сообща;

работали дружно.


Мне: понравился урок, понравилось работать с этой темой;

понравился новый материал;

понравилась эта тема;

удалось узнать о природных сообществах;

все очень понравилось;

понравился сегодняшний урок;

понравились рисунки;

понравилось работать в паре;

люблю загадывать и отгадывать загадки;

мне нравится находить общее, лишнее;

нравится отгадывать кроссворд;

очень красивые картинки в презентации


- Оцените, пожалуйста, свою работу, работу вашей пары.

Подсчитывается общее количество баллов для каждой пары - так на­ходится пара-победитель.

По результатам игры каждый ученик получает оценку в зависимости от количества набранных баллов.
Вывод:

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа,


Давайте же сердца ей отдадим

Источник: http://nenuda.ru/природные-зоны-россии.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Географические стихи. Обучающие и развивающие стихи, стишки
Поздравления для сотового телефонаПоздравление любимой с днем рожденьем в стихахПоздравления любимому на пол годаПоздравление с месяцем ребенка девочек картинкаПоздравления для лены к дню рождения


Стих природные зоны россии Стих природные зоны россии Стих природные зоны россии Стих природные зоны россии Стих природные зоны россии


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ