Ты звени моя частушка сценарий


  • Пичкалёва Елена Николаевна, учитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа

Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества.

Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов; развивать вокально-хоровые навыки учащихся; воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с фонограммой “Во кузнице. Русская народная песня-наигрыш.”, музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, бубен, ложки.

Участники праздника одеты в ты звени моя частушка сценарий русские народные костюмы: Фома, Ерёма, 8 девочек, 4 мальчика.

Ход праздника

Учитель: Дорогие, ребята! Уважаемые, гости. Сегодня речь у нас пойдёт о русской частушке, о том как жили – не тужили наши деды.

Слово частушка происходит от слова “частый”, то есть быстрый. Частушки (кое-где их называют припевками) возникли в России в конце 60-х годов 19 века.

Это быстрые песни в чётком ритме, весёлые озорные куплеты. Достаётся в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные и лирические, напевные – “страдания”. “Цветастое слово народа” — так назвал частушку Александр Бобров.

1 ученик:

Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие наповал,
Сколько раз я слыхал вас, частушки!
Сколько раз я вас сам напевал.

2 ученик:

И настраивались гармони
На особый заливистый лад,
И по коже иголки кололи:
Ну, ответь! – чем богат, тем и рад.

3 ученик:

Никогда не выходит из моды
Остроумье, волненье в крови
И цветастое слово народа,
И…
Да что говорить? – выходи!

( Выходят Фома и Ерёма, прижались друг к другу спиной, с обеих сторон девочки по 4 человека)

1 девочка:

Уж как жили-то два брата –
Ерёма да Фома.

2 девочка:

Что Ерёма, что Фома –
Два удалых молодца.

( Фома и Ерёма поворачиваются друг к другу)

Ерёма:

Пора, брат Фома, землю пахать, рожь засевать.

3 девочка:

Ерёма – простота купил лошадь без хвоста.

4 девочка:

А Фома-то волокита купил лошадь без копыта.

5 девочка:

У Ерёмы-то гнедая,
У Фомы-то вороная.

6 девочка:

Вот Ерёмина не едет,
У Фомы-то не везёт.

( Фома и Ерёма изображают понукание лошадей, повёрнутых спиной друг к другу)

Фома:

Эх, бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло.

Ерёма:

Давай-ка, брат Фома, лучше деньги ковать!

( Куют на наковальне)

7 девочка:

Вот Ерёма стал ковать,
А Фома-то поддувать.

8 девочка:

У Фомы-то не дует,
У Ерёмы не куёт.

Все девочки:

Ах, Фома да Ерёма,
Сидели бы дома,
Строгали бы стружки,
Ребячьи игрушки.

Фома:

Эх! Бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло!

Ерёма:

А давай-ка, брат Фома, по селеньям ходить
Да народ веселить!

Фома:

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка,
От медведя-плясуна.

(Фома и Ерёма поют частушки, девочки им подпевают)

Фома:

Как по речке Барандатке
Соловей плывёт на палке,
Сел на доску тонкую –
Развёл гармошку звонкую.

Ерёма:

Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь:
“ На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь”.

Девочки:

Чепуха, чепуха, это просто враки.
И Ерёма, и Фома мастера на враки.

Фома:

На базаре чепуха жарила варенье,
Куры съели петуха в одно воскресенье.

Ерёма:

Сапоги сшил из рубахи,
А рубашку из сапог.
Дом построил из опилок,
Вышел славненький домок.

Девочки:

Чепуха, чепуха, это просто враки.
И Ерёма, и Фома мастера на враки.

Фома:

По барандатской улице
Едет кот на курице,
А лиса на петухе,
А Ерёма на свинье.

Ерёма:

Кто? Кто? Кто?

Фома:

Дедушка Пыхто да бабушка Никто!

Ерёма:

Фома едет на свинье,
Балалайка на спине.
По Барандатке по реке
Плывёт Маша в решете.

(Толкает Фому под бок)

Говорят, кланяется, тебе поклон послала.

Фома:

Кто?

Ерёма:

Маша.

Фома:

Какая Маша?

Ерёма:

Маша да не наша.

Фома:

Что ж за девица? Какова?

Ерёма:

Больно талия тонка
И поёт страдания лирического содержания.
Страдания.

(Исполняет девочка)

До свиданья! – милый скажет,
А на сердце камень ляжет.
Приду домой я, стукну в сенцы,
Ох, не скажу я, что на сердце.
Ох, где ж ты сокол, мой соколик?
Да не придёшь, не успокоишь.
Заиграли с переливом,
Бъётся сердце с перерывом.

Фома:

Полно горе-то горевать! Не пора ли загадки разгадать?

(Ерёма и Фома загадывают загадки)

  • Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармонь)
  • В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает — скачет. (Рожок)
  • В лесу тук-тук, в избе ляп-ляп, в руках дзинь-дзинь, на полу топ-топ. (Балалайка)
  • Учитель:

    Без гармони и его разновидности баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни концерта, ни вечера в сельском клубе. Кажется, что гармонь существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по миру.

    Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русскае – тальянка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон.

    И сейчас мы послушаем, как звучит гармонь, а девочки исполнят частушки.

  • Ты гармонь-гармошенька, развей тоску малёшенько,
    Развей ты горюшко-тоску по дорожке по песку.
  • Эх, прялку продам, веретёшко продам.
    Гармонь куплю, плясать пойду.
  • Ходи, хата, ходи, хата, ходи курица мохната,
    Ходи сени и порог, и сметана и творог.
    Ой, топни нога, топни правенькая
    Всё равно плясать пойду хоть и маленькая.
    Если б не было воды, не было бы кружки.
    Если б не было девчат, кто бы пел частушки.
  • Фома:

    Спасибо, девицы-красавицы, развеселили, потешили.

    Ерёма:

    А я вот трубочку смастерил. А что, ребята, похоже на рожок?

    (Дети отвечают)

    Учитель:

    Рожок – небольшая трубка из дерева, тростника или бересты, которая расширяется и заканчивается раструбом. Когда-то этот музыкальный инструмент был широко распространён по России, Белоруссии, Украине и Литве. А сейчас можно увидеть и услышать только в оркестре русских народных инструментов.

    (фонограмма “Во кузнице. Русская народная песня-наигрыш”. Исполняет трио рожечников: А. Гуляев, В. Михайлов, Н. Солодухин)
    (Выходят Фома и Ерёма, поют под звуки балалайки)

    Ты частушка играй повеселее, балалайка три струны.
    Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны.

    (Проводится конкурс “Частушки моей бабушки”)

    Учитель: Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В 18 и 19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под неё не только плясали во время праздников, пели песни, но и складывали про неё сказки.

    Фома и Ерёма:

    А мы ещё и вот так можем.

    (Поют, постукивая ладошками по коленкам)

    Как у нашего соседа весела была беседа,
    А у нас на весь двор ещё лучше разговор:

    Гуси – в гусли,
    Утки – в дудки,
    Кошки – в ложки,
    Тараканы – в барабаны,
    Чечётки – в трещотки,
    Чайки – в балалайки,
    Свиристели – засвистели,
    Кукушки – в колотушки,
    А весёлые скворцы заиграли в бубенцы.
    Играют, играют всех потешают.

    Учитель:

    На Руси уж так идёт, что талантливый народ,
    Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

    (Выходит группа мальчиков с инструментами шумового оркестра, поют сибирские частушки)

    Гирики – чигирики.
    Нас компашечка собралась разудалых молодцов
    У кого нету рубахи, у кого нет сапогов.
                 Припев: Гирики-чигирики, магирики мои.
                                Тырла, бутырла матырла моя!
    Ты играй, играй, дружище, кудреватая башка!
    Песен целый рюкзачище, да и дома два мешка.
                 Припев.
    Мы такое заиграем, запоём с ребятами,
    Чтоб девчонки обмирали, без сознанья падали.
                 Припев.
    Гармонь-бубен, гармонь-бубен мы на пузе играть будем.
    Пузо лопнет — наплевать: под рубахой не видать.
                 Припев.

    Мальчик:

    Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.

    Девочка:

    Раздайся, народ, меня пляска берёт,

    Пойду попляшу, на людей погляжу.

    Мальчик:

    Ой, ребята-удальцы, мне подарки не нужны,
    И работать мне не лень, и плясать могу весь день.

    Девочка:

    В круг вставайте поскорей да пляшите веселей.

    (Конкурс плясунов. Звучит русская народная песня “Барыня”. Участникам праздника вручаются памятные призы)

    Девочка:

    Как быстро пролетело время. Закончился и праздник наш.
    Но с русской песней и частушкой мы встретимся ещё не раз.

    Мальчик:

    Всем спасибо за вниманье, за частушки, пляску, смех.

    Фома и Ерёма:

    Говорим мы: “До свиданья! Снова в гости ждём вас всех!”


Источник: http://school.chernykh.net/vneklassnaya-rabota-11/data-id16811



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Праздник Играй, гармонь! Звени, частушка! - Школа
Официальная открытка с днём рождения руководителю мужчине официальноеХочу самый лучший стихС днем рождения подвижные картинкиУлыбайтесь пожеланияПоздравления с днем рождения женщине коллеге матери


Ты звени моя частушка сценарий Ты звени моя частушка сценарий Ты звени моя частушка сценарий Ты звени моя частушка сценарий Ты звени моя частушка сценарий Ты звени моя частушка сценарий